Випраламбха

Вся Слава Шри Шри Гуру и Гауранге!
 
Вся Слава Его Божественно милости Шриле Бхакти Прамод Пури Дев Госвами Махараджу!
 
Дорогие преданны, примите, пожалуйста, статью Шрилы Бхакти Бибудха Бодхайан Госвами Махараджа ко дню ухода его духовного учителя Шрилы Бхакти Прамод Пури Дев Госвами Махараджа.
 
Випраламбха
Согласно явленным священным писаниям, Верховная Личность Бога Бхагаван Шри Кришна вечен, также вечны и Его чистые преданные. Но как может чистый преданный в человеческом теле быть вечным подобно Господу? Если мы пробуем найти ответ на этот вопрос, естественным образом мы придём к следующему заключению: образ жизни чистых преданных во всём соответствует наставлениям Господа, а их слова – это внешне проявление Его воли. Поэтому мы, те, кто желает использовать это редко достижимое человеческое рождение, наполнив его любовью и преданностью, просто обязаны оставить все те желания, которые противоречат слову священных писаний и являются порождением спекулятивного ума. Вместо этого, нам следует прожить свои жизни, следуя указаниям чистых преданных: инициирующего духовного учителя (дикша-гуру) и наставляющего духовного учителя (шикша-гуру). Чем больше людей будут потворствовать своей собственной независимости, противопоставляя себя пути преданности, который явлен нам чистыми преданными, тем больше в обществе будет воцаряться хаос.
Господь одаривает беспричинной милостью тех, кто прост, не двуличен и полностью предан Ему. Обладателей такой милости не касается страх потерять что-либо связанное с этим бренным миром. Поскольку с точки зрения чистой преданности, алчное стремление к материальным богатствам, слава и положение – всё это является бессмысленными достижениями мира смерти. Чем интенсивнее наша привязанность к материальной достижениям, славе и положению, тем сильнее нас будут мучать сомнения и чувство неопределенности, до тех пор, пока мы окончательно не оставим Господа и общество Его чистых преданных. А чем дальше мы находимся от источника чистой преданности, а именно преданных и духовного учителя, тем больше мы будем испытывать боль и страдания от страхов, связанных с этим миром.
Главная цель человеческого рождения заключается в том, чтобы совершать преданное служение с беспримесной любовью к Верховному Господу Кришне, лишенное и толики материальной жадности и похоти. Такое служение есть вечное конституционное положение каждого живого существа. Совершенство человеческой формы достигается лишь благодаря совершению подобного бескорыстного преданного служения в духе следования по стопам чистых преданных Господа.
Среди чистых преданных всех вайшнавских линий ученических преемственностей, одним из таких преданных является ачарья-основатель Шри Гопинатх Гаудия Матха, нитья-лила-правишта 108 Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур, вошедший в вечные игры Господа. На протяжении всей жизни Шри Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Тхакур учил нас на собственном примере быть живым воплощением третьего стиха «Шикшаштакам» Шримана Шачинанданы Махапрабху. Он жил в соответствии с третьим стихом «Шикшаштакам» и учил на собственном примере, что даже в этот железный век раздора, лицемерия и бесчестия, по милости Гуру, вайшнавов и Бхагавана, будучи смиренным и терпеливым, отказавшись от личной корысти, признания и положения, оказывая должное почтение всем и воспевая Святое Имя в спокойном душевном состоянии, человек становится квалифицированным, чтобы обрести чистую любовь к Богу, кришна-прему, что крайне редко даже для небожителей.
Мы публикуем этот выпуск журнала «Бхагават-Дхарма» по торжественному случаю дня ухода моего гурудева. На самом деле подобные дни ухода позволяют преданным вспомнить и осознать физическую разлуку с духовным учителем. Наш духовный прогресс измеряется тем чувством разлуки, которую мы ощущаем. Поэтому игнорировать чувство разлуки попросту невозможно. В «Шри Чайтанья-чаритамрите» Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами описал три личности, чувство разлуки которых достигло своего апогея, подобное или хоть сколько ни будь приближенное переживания мы не можем найти ни в одном вайшнава-ачарье. Скорее, преданные гоудия, вечно стремятся ощутить тот вкус разлуки, который испытали эти три личности, описанных Шрилой Кришнадас Кавирадж Госвамипадой.
Впервые подобное чувство высшей разлуки испытала Шримати Радхарани – олицетворенная энергия наслаждения Господа, неотличная от Него Самого. Однажды Кришна и Его старший брат Баларама были приглашены в Матхуру их дядей Камсой. Кришна и Баларама взошли на колесницу и отправились из Вриндавана в Матхуру. В тот самый миг Радхарани, вместе с её спутницами (сакхи), преградили путь колесницы, так проявилось их чувство разлуки впервые. Тогда Кришна пообещал Радхарани и сакхи, что в скором времени Он вернется. Прошло много времени, но Кришна не выполнял обещанное. В разлуке с Шри Кришной, Радхарани причитала и говорила:
айи дӣна-дайа̄рдра на̄тха хе
матхура̄-на̄тха када̄валокйасе
хр̣дайам̇ твад-алока-ка̄тарам̇
дайита бхра̄мйати ким̇ каромй ахам
— Иными словами: «О, спаситель падших душ! Ты был Господом Вриндавана, теперь же ты стал Господом Матхуры.» В глубине своего сердца Кришна никогда не покидает Вриндаван. Тем не менее, из-за сильнейшего чувства боли в разлуке, Шримати Радхарани произнесла: «О повелитель Матхуры!» Но в следующий же момент Шримати Радхарани сказала: «Мое сердце выпрыгивает из груди, желая служить Тебе лично». Внутреннее чувство глубочайшей любви, внешне проявленное как гнев, называется ман. Под влиянием этого мана Шримати Радхарани продолжала: «Дорогой мой, без служения Тебе, что же я буду делать?»
(Шрӣ Чайтанйа-чарита̄мр̣та, Мадхья-лӣла̄ 4.197)
Видя высшее проявление этих чувств разлуки, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвамипада написал следующие хорошо известные всем строки:
эи ш́лока кахийа̄чена ра̄дха̄-т̣ха̄кура̄н̣ӣ
та̄н̇ра кр̣па̄йа спхурийа̄че ма̄дхавендра-ва̄н̣ӣ
киба̄ гаурачандра иха̄ каре а̄сва̄дана
иха̄ а̄сва̄дите а̄ра на̄х̣и чаут̣ха-джана
— Впервые этот стих (айи дина-даярдра натха…) вуксила Шримати Радха Тхакурани. По её же милости данные строки ощутили уста Мадхавендра Пури. Также попробовал этот стих и Шри Гаурачандра. Нет четвертой личности, которая была бы способна испытать вкус этих строк.
(Шрӣ Чайтанйа-чарита̄мр̣та, Мадхья-лӣла̄ 4.194-195)
Изучив два вышеупомянутых стиха, мы можем понять, что впервые высшее проявление разлуки, айи динадаярдранатха, было явленно нам Шримати Радхарани, с целью вернуть Верховную Личность Бога Шри Кришну обратно во Вриндаван. После Шримати Радхарани это высшее чувство разлуки испытал ачарья Божественной любви Мадхавендра Пурипада, к которому Адвайта Ачарья и Нитьянанда Прабху оказывали огромное уважение, почтение и любовь. После Мадхавендра Пури, высший вкус разлуки разделил Шри Шачинандана Гаурахари, который является самим Шри Кришной, прекрасно украшенный настроением и цветом тела Шримати Радхарани. Он – высшая форма великодушия, жизнь и душа обитателей Надии, пришёл, чтобы освободить всех страждущих душ в этот железный век Кали. В конце Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами добавил, что кроме этих трех божественных личностей, а именно Шримати Радхарани, Шри Мадхавендры Пурипада и Шри Гаурахари – нет четвертого во всём обществе преданных, кто был бы способен испытать столь интенсивное чувство разлуки. Тем не менее, основная цель нашей духовной жизни заключается в том, чтобы испытать хоть каплю от этого настроения. Разлука, проявляющаяся в сердце, известна как випраламбха. Чтобы испытать суть этой випраламбхи, совершенно необходимо предаться Господу без остатка, отбросив все хитрости и лицемерие в нашем служении духовному учителю, вайшнавам и Бхагавану (гуру-вайшнав-бхагаван). Шрила Бхактивинода Тхакур написал следующее строки, знакомые нам через одно из его сочинений:
а̄тма-ниведана, тува̄ паде кори’, хоину парама сукхӣ
дух̣кха дӯре гело, чинта̄ на̄ рохило, чаудике а̄нанда декхи
— О мой Господь, отдав себя без остатка Твоим лотосным стопам, меня переполнило чувство блаженства. Все печали ушли. У меня больше нет беспокойств. Во всех четырех направлениях я вижу только блаженство.
(Шарнагати, 2.8)
Чтобы испытать хоть каплю той випраламбхи, необходимы две составляющие: в первую очередь следует искренне принять процесс, который показал нам духовный учитель, а во-вторых, это милость Всевышнего. Ранее мы уже обсуждали, что милость Господа проливается на нас исключительно через Его чистых преданных. Поэтому наилучшим методом для тех, кто жаждет духовно прогрессировать, будет полное самопредание от всего сердца, в служении духовному учителю и преданным Господа (гуру-вайшнава). Только так, это чрезвычайно редкое человеческое рождение будет наполнено трансцендентным блаженством.
Шри Шримад Бхакти Бибудха
Бодхайан Госвами Махарадж