Самбандха (Взаимоотношения с Богом). Часть 9 (Из книги «Шуддха-бхакти»). — Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

Ум является причиной рабства и ум же является причиной освобождения. Об этом говорит Капила Бхагаван в третьей песни священного писания Шримад Бхагаватам. Капила Бхагаван был нисшествием (аватарой) Самого Верховного Господа, кто явился как сын Кардамы Муни и Девахути. Однажды Мать Девахути спросила своего сына: «Как может обусловленная душа быть спасена из цепей майи, от всех видов желаний этого мира? Как нам спасти себя из рабства майи?» На это Капила Бхагаван ответил:

четах кхалв асйа бандхайа муктайе чатмано матам

гунешу сактам бандхайа ратам ва пумси муктайе

 «Этот ум без сомнения причина рабства и этот же ум также причина освобождения. Как? гунешу сактам бандхайа. Когда ум человека привязан к тригуне, трём основным качествам внешней энергии Верховного Господа (саттва-гуна, раджо-гуна и тамо-гуна), тогда он находится в рабстве. Когда ум человека привязан к ниргуне, трансцендентной Верховной Личности, Шри Хари, он будет освобождён от влияния майи и получит освобождение.» (ШБ 3.25.15)

Что такое ниргуна? Живые существа созданы раджо-гуной. Моё тело создано раджо-гуной, оно поддерживается саттва-гуной и уничтожается тамо-гуной. Из-за тамо-гуны живое существо умирает. Наше тело поэтому тригуна, потому что оно рождено, существует какое-то время, и затем уничтожатся. Наше тело это тригуна в конкретной форме, поэтому тот, кто всегда думает о своём теле, его нуждах и его украшении, находится в рабстве. Такие личности лишь видят обёртку, внешнее покрытие души и никогда истинное я.

Возьмите пример магнита и железа. Какова природа магнита? Природа магнита в том, чтобы притягивать железо, когда бы он не приблизился к нему. А природа железа в том, что, когда бы оно не приблизилось к магниту, оно притягивается им. Но иногда мы видим, что как железо, так и магнит присутствуют, но всё выглядит так, что магнит не притягивает железо, а также железо не притягивается магнитом. Почему?

Верховный Господь привлекает всех. Поэтому его имя Кришна: тот, кто привлекает всех и даёт счастье всем. Кришна является верховным во всех отношениях: Он величайший из величайших, Брахман, мельчайший из мельчайших, Параматма. Он всепривлекающий принцип. Всё же кто-то может сказать: «Свамиджи, вы говорите Кришна привлекает каждого, но Он не привлекает меня.» Но я говорю, да, он также привлекает вас, но вы не способны почувствовать этого. Почему? Магнит и железо оба присутствуют, но они не притягивают друг друга потому, что ржавчина покрывает железо. Точно также, ржавчина сейчас покрывает вашу душу и по этой причине вы не чувствуете Его притяжения. Вы должны устранить эту ржавчину или пыль из вашего сердца. Если вы устраните её, ваша естественная функция будет пробуждена.

Из-за вашего отвращения от Верховного Господа Шри Кришны, вы были покрыты Его иллюзорной энергией и покрыты грязью мира. Вы должны устранить эту грязь побочных желаний. Как этого достичь? Вы должны оставаться в обществе садху или святых. Вы должны внимательно слушать с твёрдой верой шуддха-бхакту, чистого преданного, чья жизнь посвящена Шри Кришна, а не профессионального оратора. Есть множество людей, которые говорят множество вещей, но не действуют соответственно. Никакой оратор не добьётся никакого результата от слушателя, не занимаясь практической деятельностью сам, то есть, если не живёт в соответствии со своими собственными наставлениями.

Поэтому вам необходимо отправиться к кому-то кто практикует, к пробуждённой душе. Такая личность сможет пробудить много спящих душ. Если все спят, кто тогда будет пробуждать? Должен быть кто-то, кто пробудит других – пробуждённая душа. Такая пробуждённая душа и есть Шуддха-бхакта. Вы должны слушать его внимательно. Слова, сходящие с его уст есть трансцендентный звук. Вы должны воспринять этот звук своими ушами и это пробудит трансцендентную природу вашего истинного я. Эта природа, любовь к Кришне, присутствует внутри вас, но она покрыта иллюзорной энергией и должна быть пробуждена.

Может ли больной человек вылечить себя сам? Когда все мы больны, мы консультируемся с экспертом, глазным специалистом, специалистом по лечению ушей или сердца. Нам нужно отправиться к доктору. Доктор может сказать: «Почему ты пришёл ко мне?» А мы ответим: «Ну, у меня нет никаких знаний в медицине. Вы можете сказать мне в чём причина моей болезни. Пожалуйста проверьте меня и скажите мне что делает меня больным. Затем предпишите лекарство и нужную диету чтобы я смог выздороветь.»

Если диагноз доктора верный и мы следуем его предписанию в лечении и диете, мы выздоровеем. Как больной человек, я не смогу лечить себя сам. Точно также, все мы в этом мире больны, страдаем от тройственных страданий – страданий, возникающих из наших собственных тел и умов, тех, что причиняются природными бедствиями, такими как землетрясения. Мы проходим через циклы рождений и смертей. Вы видите, что рождается множество младенцев – вы также однажды родились. Вы также находились в утробе матери однажды, как и все остальные. И как все остальные однажды вам также придётся умереть. Вы видели разные виды страданий, которые беспокоят людей вблизи времени смерти – огромные страдания – и ваше время смерти приближается.

Сколько мы будем оставаться в этом мире, столько и будут существовать тройственные страдания. Никакое счастье не вечно. Колесо счастья и страдания всегда вращается. Иногда вы наслаждаетесь материальными удовольствиями, а затем снова вы страдаете. Страдания следует за наслаждением постоянно. Когда люди желают спасения от этих тройственных страданий, причинённых иллюзорной энергией Верховного Господа, они начинают вопрошать об их причине и искать истинного Гуру.