Самбандха (Взаимоотношения с Богом). Часть 6. — Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж
В одном из древнейших священных писаний мира, Риг Веде, написано:
Ом тад вишнох парамам падам
Сада пашйанти сурайо дивива чакшур ататам
Тад випрасо випанйаво джагривамсах
Саминдхате вишнор ят парамам падам
“Подобно тому, как распространяющийся по небу солнечный свет доступен невооруженному глазу обычного человека, так и высшая обитель Господа Вишну всегда доступна взору мудрых и сведущих преданных. И поскольку эти досточтимые прозревшие брахманы могут видеть эту высшую обитель, они способны открыть ее другим”.(Риг Веда, Вишну-самхита 1.22.20)
«Лотосные стопы Верховного Господа трансцендентны. Он не может быть воспринят материальными чувствами, как тонкими, так и грубыми. Он находится вне восприятия ума и разума. Он трансцендентный, атиндрия, вне нашего чувственного восприятия.»
Санскритское слово «идам» означает «это» на русском. Когда мы что-либо воспринимаем нашими материальными чувствами, мы видим «это». Но Лотосные Стопы Верховного Господа трансцендентны — «то». Объект преданности един — Лотосные Стопы Верховного Господа. Как преданные видят Его? Посредством своих собственных чувств? Дивива чакшур ататам. Он Самосияющий; поэтому, преданные кто обрели Его милость, могут видеть Его. Мы не способны видеть Кришну без Его милости.
Все дживы вечно связаны с Кришной как частицы Его энергии. Он абсолютен. Нет ничего более великого чем Он или равного Ему. Без Его воли, никто не способен познать Его.
Некоторые люди приводят следующую аналогию для объяснения их понимания пути к Кришне. Они говорят: существует великий город Рим. Есть ли только одна дорога, ведущая в Рим? Нет, существуют сотни и тысячи дорог. Бхагаван, Верховный Господь, безграничен. Поэтому говорить, что существует только один путь ведущий к Нему, будет догматическим положением. Поскольку Он безграничен, должно быть бесчисленное число путей обрести Его.
Тем не менее, данная аналогия ошибочна. Рим сделан из пяти материальных элементов: земли, воды, огня, воздуха и неба. Он ничто иное, как кусок материи. Точно также, грубое тело человека состоит из этих пяти элементов и тонкое тело, состоящее из ума, разума и ложного эго также материально. Но истинное я, как сказано выше, является продуктом «пара» энергии Верховного Господа Шри Кришны. Насколько душа, духовная искра, пребывает в этом мире, она способна доминировать над материей, поскольку она превосходит её. Поэтому, человек может прийти в Рим сотнями путей, поскольку духовная искра находится в теле. Даже собаки могут прийти, или муравьи, поскольку духовная искра точно также присутствует в этих телах. Но Бхагаван, Бог, не кусок материи, над которым можно властвовать. Он трансцендентен и мы не в состоянии властвовать над Ним. Нам не приблизиться к Кришне без Его милости.
В священном писании Шримад Бхагаватам (1.2.11) упоминается:
ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джна(гйа)нам
адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
ваданти — говорят; тат — что; таттва-видах — сведущие души; таттвам — Абсолютная Истина; йат — которой; джнанам — знание; адвайам — недвойственная; брахма ити — известная как Брахман; параматма ити — известная как Параматма; бхагаван ити — известная как Бхагаван; шабдйате — так про нее говорят.
Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном.
«Тат означает «это», трансцендентную, наивысшую реальность. Это абсолютное, единое знание называется различными словами: Брахман, Параматма или Бхагаван. Гьяни или ищущие знание видят абсолют в Брахмане или всепроникающем аспекте абсолюта. Йоги видят его как Параматму, Сверхдушу, присутствующую в каждом живом существе. И преданные или бхакты видят его как Бхагавана.»
Бхагаван это всеобъемлющая идея. Бхагаван означает того, кто обладает всеми видами достояний, а именно богатством, силой, славой, красотой, знанием и отречением. Таковы шесть основных достояний, но на деле их существует бессчётное разнообразие. Вам не найти эквивалентного слову Бхагаван в любой другой религии, чтобы описать Господа во всей Его полноте. Бхагаван величайший из великих, мельчайший из мельчайших, и всё между ними.
Бхагаван принимает множество форм, из которых наисладчайшая это Враджендранандан Кришна, трансцендентный пастушок из Враджа. Мы будем способны испытать все виды блаженства или ананды, поклоняясь Шри Кришне, но без Его воли никому не увидеть Его. Нам не увидеть даже президента страны без его разрешения, поэтому что нам даёт право думать что мы сможем увидеть Бхагавана по своей прихоти? Будет ложным рассуждением думать, что мы сможем увидеть Его любым способом по своему выбору. Если я могу видеть человека с помощью своих чувств, тогда он становится объектом моего опыта, и таким образом, подчинённым мне. Подобно этому, если кто-либо видит меня с помощью своих чувств, тогда я становлюсь подчинённым ему.
Без воли Верховного Господа никто не сможет видеть Его, а выполнять эту волю и называется бхакти. Если вы желаете служить кому-либо, что вы должны делать? Вам необходимо удовлетворить его, а это означает действовать в соответствии с его волей. Точно также, если мы желаем обрести Верховного Господа, нам необходимо действовать в соответствии с Его Волей. Почему Бог придёт к кому-либо у кого нет желания видеть Его? С другой стороны, если Бог вынужден прийти, он теряет своё положение Бога. Карми желают материальных благ в этой жизни и в следующей. Им не нужен Кришна, поэтому зачем Ему приходить к ним? Гьяни желают освобождения. Они не совершают усилий удовлетворить Кришну, поэтому зачем Ему приходить к ним? Мы сможем обрести Кришну лишь посредством бхакти, безраздельной преданности.