Значение мантры «Говардхана дхарам ванде» — Записано на лекции Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа 4 августа 2004 года, произнесенной в Калькутте. 

Ачарьи говорят, что в месяц Пурушоттам следует ежедневно повторять мантру Каундильи Муни (шепотом, не меньше 12 раз):

говардхана-дхарам ванде / гопалам гопа рупинам
гокулотсавам ишанам / говиндам гопика приям

«Я поклоняюсь тому, кто поднял холм Говардхана; кто принял прекрасную форму мальчика-пастушка; тому, кто всегда играет с гопами (пастушками). Он – Господь Гокулы, где каждый день – это праздник.

Значение мантры «Говардхана дхарам ванде» — Записано на лекции Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа 4 августа 2004 года, произнесенной в Калькутте.

Шри Шри Гуру Гаурангау Джаятах!

«Говардхана дхарам ванде». Говардхан и Кришна — суть одно. Личные спутники Говардхана и Кришны — суть одно. Говардхан в некотором смысле является самим Кришной, а в другом смысле Говардхан — лучший из слуг Кришны, Харидаса варья. Приняв форму Гопала, Господь поднял Говардхан. Гопа-рупинам: Он пастух, молочник, Кришна — пастух, гопа рупинам. Он является объектом нашего поклонения.

Во-первых, мы должны иметь самбандху, установить отношения с Тем, Кто является объектом нашего поклонения, Кришной. Он поднял Говардхан. «Говардхандхарам ванде Гопалам гопа рупинам». Его форма это молочник, пастух. И «Гокулотсавам Ишанам», Гокул означает всех коров. Гошта означает коровник. Гошту называют Гокулом.

Вы должны понять онтологический (сущностный) смысл коров в Браджа-мандале (обители Браджа). Они — не обычные коровы. Они являются вечными спутниками Верховного Господа Шри Кришны. Даже знаменитые мудрецы стали коровами, чтобы служить Кришне в Браджа-Дхаме; они не обычные коровы. Кришна радуется этим коровам и пастухам. Ишанам, Он является объектом поклонения всех мальчиков-пастушков и коров. По этой причине у нас есть отношения с Ним в его форме пастушка и с его спутниками мальчиками-пастушками, а также с коровами и телятами. После этого Говиндам — ​​абхидхея. Самбандха (взаимоотношения с Богом), абхидххея (практика преданности) и прайоджана (конечная цель). Самбандха — это взаимоотношения с Богом. Какие взаимоотношения мы имеем с Верховным Господом Шри Кришной? Мы являемся частью энергии Верховного Господа. У нас есть вечные взаимоотношения с Ним. Мы вечные слуги Кришны. У нас могут быть определённые блаженные отношения с Кришной. Все восхитительные отношения с Кришной реально существуют.

Когда мы отвращаемся от Кришны, мы погружаемся во все эти не вечные отношения этого мира. В конце концов, у нас здесь случится разлука, и мы будем страдать из-за неё, но в том мире все вечно. А также существует Йогамайя, внутренняя энергия. Под влиянием Йогамайи, Кришна, как сказано Бхактивинодой Тхакуром, танцует раса-лилу и т. д. во Вриндаван дхаме. Там вы находите, что Кришна забывает Себя.

Кришна — Верховный Господь, но Он забывает своё положение из-за влияния Йогамайи. Господь думает, что он обычный человек. Радхика также себя забывает. Радхика плачет от горя разлуки с Кришной, и Кришна плачет по Радхике, и Гопи плачут, а после этого происходит их встреча. Таким образом, общество Кришны приносит им волны ананды — счастья, которые вы не можете себе даже представить. Брахмананда (блаженство безличного осознания Бога) — ничто, даже по сравнению с поклонением Нарайане (величественному аспекту Личности Бога). Например, Чатухшан (четверо святых младенцев — Кумар), ощутили запах цветов и других предметов, предложенных лотосным стопам Нараяны, и поэтому отказались от брахмананды и начали поклоняться Нарайане. Нараяну же самого привлекает Кришна, кто является самым прекрасным и сладостным. Поэтому, насколько больше мы привяжемся к Кришне, настолько больше блага мы и получим. Поэтому, всё это происходит под влиянием Йогамайи для того, чтобы возникало больше тесных взаимоотношений с Кришной.

Мы хотим освободиться от влияния Махамайи, мы не хотим быть освобожденными от влияния Йогамайи. Йогамайя если примет нас, то даст служение. Там (в духовном мире) все тела не такие, как здесь. Там нет болезней. Может быть какая-то видимость проявления болезни, но на самом деле болезни как таковой там нет. Там нет никаких недостатков, присущих этим телам. Там у всех есть лишь духовные тела.

Если у причины нет формы, то у следствия также не может быть никакой формы. Если изначальная реальность нирвишеш, ниракар, т. е. не имеет формы, бесформенная, лишена всякой энергии, тогда и в этом мире ни у кого не может быть никакой формы. Абхидхею (практику преданности) олицетворяет Господь Говинда. Все органы чувств мы должны занимать служением Кришне. Гам виндати ити говинда. Говинда дарует счастье — ананду коровам, телятам, всем гопам (пастухам), мальчикам-пастушкам и всем остальным. А также есть различные значения слова «гам». Главное, что Он дарует радость всем. Поэтому мы должны задействовать все наши чувства и органы чувств, духовные чувства и духовные органы чувств.

Когда мы находимся в общении с Кришной, мы испытываем вкус духовности. Когда с материальным эго мы используем органы чувств ради собственного наслаждения, тогда мы становимся привязанными к материальным не вечным отношениям. В конечном счете происходит разочарование. Там (в духовном мире) на каждом шагу вы испытываете ананду, когда находитесь в разлуке с Господом, так и в отношениях с ним — везде присутствует ананда (блаженное счастье). Кришна — это воплощение ананды, расо вай сах, всевозможные восхитительные отношения можно развить с Нандананданой-Кришной. Привязанность к Нанданандане Кришне — это цель, наивысшая цель жизни. Такова нужда, необходимость жизни, прайоджана.

— Записано на лекции Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Валлабхи Тиртхи Госвами Махараджа 4 августа 2004 года, произнесенной в Калькутте

The Meaning of ‘Govardhana dharam vande’ Mantra

Sree Sree Guru Gaurangau Jayatah!

“Govardhana dharam vande.” Govardhan and Krishna are identical. Govardhan and Krishna’s personal associates are identical. Govardhan in one sense is Krishna Himself, and in another sense, Govardhan is the best of the servitors of Krishna, Haridasa varya. By taking the form of Gopal, He lifted Govardhan. Gopa-rupinam: He is a cowherd, milkman, Krishna is cowherd—Gopa rupinam. He is the object of our worship.

First, we have to have sambandha, establish a relationship with who is the object of our worship, Krishna. He lifted Govardhan. “Govardhandharam vande Gopalam gopa rupinam”. His form like a milkman, cowherd. And “Gokulotsavam Ishanam”, gokul means all the cows there. Goshta means cowshed. Goshtha is called Gokul.

You have to understand the ontological background of the cows in Braj mandal. They are not ordinary cows. They are the personal associates of Supreme Lord Sri Krishna. Even prominent sages have become cows to serve Krishna in Braj Dham; they are not ordinary cows. Krishna gives joy to these cows and cowherd boys. Ishanam, He is the object of worship of all the cowherd boys and cows there. For that reason, we have got relation with Him in the form of cowherd and associates of cowherd boys and also cows and calves. After that, Govindam is abhideya, sambandha, abhidheya, and prayojana. Sambandha is relation. What relation we have got with Supreme Lord Sri Krishna? We are a part of the potency of Supreme Lord. We have eternal relation and connection. We are eternal servants of Krishna. We may have several delightful relationships with Krishna. All delightful relationships with Krishna actually exist.

When we become averse to Krishna, we get all these non-eternal relations in the world. Ultimately we shall have separation and we shall be grief-stricken, but there everything is eternal. But Yogamaya is also there, the internal potency. By the grace of Yogamaya, Krishna, it is said by Bhaktivinode Thakur, is performing rasaleela etc in Vrindavan dham. There you find Krishna forgets Himself.

Krishna is Supreme Lord, but He forgets by Yogamaya. He thinks I am ordinary. Radhika also forgets. Radhika is weeping for separation grief from Krishna, and Krishna is weeping for Radhika, and Gopis are weeping, and afterward again they come in contact. There, the contact of Krishna gives them waves of ananda—happiness which you cannot imagine. Brahmananda is nothing, even to worship of Narayana. The flowers and all these things offered at the lotus feet of Narayana, Chatuhshan, they had got scent of that, and by that they have given up brahmananda and started worshiping Narayana. Narayana is attracted by Krishna, Who is the most beautiful and sweet. So as much attachment you shall have for Krishna, so much you will be benefited. There by Yogamaya, all these things are happening only to have mixing with Krishna more and more.

We want to be released from Mahamaya, we do not want to be released from Yogamaya. Yogamaya will take us and give the service. There (in the spiritual world), all the bodies are not like this. There are no diseases. There may be some show of disease, but actually, there is none. There are no drawbacks of these bodies. They have spiritual bodies there.

If there is no form in the cause, there cannot be any form in the effect. If the ultimate reality is nirvishesh, nirakar i.e. no form, formless without any potency, then there cannot be any form in this world. Abhideya is Govinda. All the sense organs we have to engage in service of Krishna. Gam vindati iti govinda. Govinda gives satisfaction to the cows, calves, ananda to all the gopas, cowherd boys and all. And also there are various meanings of ‘gam’. The principal meaning is that He gives joy to all. So we have to engage all our senses and sense organs and spiritual senses and sense organs.

When in relation to Krishna do we feel spiritual? When, with material ego, we use the sense organs for enjoyment then we are attached to material non-eternal relations. Ultimately frustration comes. There every time you will get ananda in separation grief, in relation there is ananda. Krishna is ananda personified, raso vai sah, all kinds of delightful relations you find in Nandanandana Krishna. Attachment to Nandanandana Krishna is the object, end goal of life. This is the need, necessity of life, prayojana.

— Transcribed from a lecture by His Divine Grace Srila Bhakti Ballabh Tirtha Goswami Maharaj on August 4, 2004 spoken in Kolkata