Краткий конспект Харикатхи Шрилы Гурудева Бхакти Бибудха Бодхаян Госвами 20 апреля 2020 года.
Вся слава Шри Гуру Парампаре, Харинам Санкиртану и всем собравшимся преданным.
Благодарю вас за ваше сегодняшнее время.
У нас есть вопрос от Шьямарани диди о первых четырех стадиях Бхакти: должны они быть достигнуты полностью или постепенно, или Садхака проходит через эти стадии, каждый раз непрерывно углубляясь в них?
Ответ: прежде всего мы должны обрести искренность, если мы не искренни, процесс не продвинется, мы можем оказаться застрявшими на уровне Шраддхи жизнь за жизнью. С кем мы должны быть искренними? Мы должны быть искренними, чтобы как можно лучше следовать Священным Писаниям из глубины наших сердец. Господь не похож на тигра или льва. Он не жесток. Он полон любви, как только мы станем искренни, Он пошлет Гуру, а Гуру научит нас, как следовать по пути Бхакти без оскорблений, но, если мы не искренни, в итоге мы обретём не искреннего Гуру. Качество Вайшнава состоит в том, чтобы видеть у других хорошие качества. По милости садху, все эти стадии могут быть быстро пройдены. На всё милость Кришны и Гуру, а в противном случае мы должны будем идти шаг за шагом очень долго. Как говорят Шастры: корень Кришна Бхакти — это общение с садху. Садху означает чистый преданный.
2-й вопрос от Джая Бхакти диди: в чём разница между оскорблением и грехом?
Ответ: оскорбление связано с духовным миром, а грех — из материального мира. Искренний преданный тот, кто получил посвящение у возвышенного Вайшнава, который следует всем Вайшнавским правилам, воспевает и делает все остальное. Но если я скажу что-то против него, чтобы унизить его, это считается оскорблением. То, что мы делаем, чтобы унизить того, кто искренне предается, считается оскорблением, потому что это связано с духовным миром. Грехом считается, если мы что-то делаем против кого-либо из этого мира. Грех можно легко исправить воспеванием, но оскорбления Вайшнавов очень опасны. Поэтому преданные должны быть очень осторожны, чтобы не оскорбить Вайшнавов. Не должны мы создавать никаких заговоров против них. В 1995 году мой духовный учитель был на Кеши Гхате, он дал там очень прекрасную Харикатху. Он сказал, что было бы лучше есть мясо животных, чем совершать оскорбления Вайшнавов. Оскорблять Вайшнавов означает, что мы едим плоть Вайшнавов, и невозможно очистить это оскорбление воспеванием святых имен. Но, когда мы едим мясо, это — грех, и мы можем очиститься от него, воспевая святые имена. Шрила Пури Госвами Махарадж говорил об этом на Кеши Гхате. Будучи детьми своих родителей, мы должны заботиться о наших родителях, но, если мы не позаботимся о них, и уйдём в храм, чтобы искренне служить, грех от того, что мы не заботимся о наших родителях, не затронет нас. Но если мы откажемся от своих родителей, и при этом не будем следовать указаниям Гуру и Кришны, это будет оскорблением. Потому что тогда, живя в храме, мы всегда будем совершать два вида нарушений, а именно — будем совершать грехи и оскорбления. В этом случае, если стать отрешенным преданным и жить в храме, это будет более опасным, чем оставаться дома и поддерживать равновесие между духовным и материальным.
3-й вопрос Манини даси: Махарадж, вы не упомянули о Шанта Расе. Те, кто в шанта расе — имперсоналисты?
Ответ: коровы, фрукты, флейта Кришны и т.д. считаются находящимися в шанта расе. Когда мы корова, у нас может быть шанта раса, но, поскольку мы люди, мы начинаем с дасья расы.
Я думаю, что я ответил на три вопроса и сделал все возможное для этого, но, если у вас есть какие-либо другие вопросы, вы можете задать их завтра.
Я думаю, что говорил вам ранее о страхе, о том, что в дасья-расе есть сдержанность. А чувство безусловного проявления любви присутствует в сакхья-расе. Это вишрамбха, в ней нет никакого страха или сдержанности, никакого различения. Такие преданные просто думают о том, как быть друзьями Кришне. Вчера я рассказывал, как друзья Кришны забираются на спину Кришны, чтобы собрать фрукты Тал. Я уже говорил вам вчера, что эти фрукты сочные, сладкие, и они пробуют их на вкус, чтобы узнать, сладкие ли фрукты, после этого они дают их Кришне. Трудно понять, как Кришна, являющийся Богом, Верховной Личностью, позволил чтобы его наказывали или побеждали Нанда, Яшода и другие. Брахма также смутился, когда Кришна Бог, почему-то принимал остатки еды своих друзей. Мадхурья Раса также означает очень нежную и близкую дружбу. Но существует другой уровень, кроме Мадхурья Расы, который присутствует не у Гопи, но который проявляется очень сокровенным образом. Такие преданные дружат с Кришной, и, если что-то случается, они немедленно приходят, чтобы увидеть Кришну. Когда появились демоны Ариштасура, Бакасура и Агхасура, друзья сразу поняли, что Кришна спасет их, и все эти демоны были освобождены Кришной. Если мы посмотрим на историю Радха Кунда, мы узнаем про историю Ариштасура. Этот демон жил в деревне, когда эта деревня называлась Ариштапур. Камса послал этого демона, чтобы убить Кришну, и он был настолько огромен, что доставал облака, а когда он заревел, у всех беременных женщин случился выкидыш. Когда это случилось, все окружили Кришну и сказали: «Ракша мам !! защити нас !!» Кришна подошел к Ариштасуре, и Ариштасура сказал себе: моя цель сейчас передо мной, я убью его своими рогами. Кришна схватил его за рога и толкнул его так сильно, что он отлетел на 18 метров. Ариштасура снова попытался атаковать его своими рогами. Кришна снова схватил его за рога и начал вращать их так, как мы вращаем руль автомобиля. Так он был убит Кришной. После этого случая все друзья, и гопи решили поиграть с Кришной, и Кришна объяснил им: «Это был мой ответ на вашу просьбу, и я убил его.» Гопи сказали ему: «Но ведь это была корова, и ты совершил грех.» Кришна сказал им: «Чтоб продолжать играть с вами, что мне нужно сделать?» Они ответили ему: «Тебе нужно искупаться во всех священных реках для очищения от этого греха». Кришна тогда сказал: «Нет, это займет слишком много времени. Если я соберу все реки здесь, этого будет достаточно?» Радхарани и все гопи сказали: «Давай посмотрим, как ты сможешь это сделать». Кришна прочитал стих «ганге ча ямуна чайва …» и вызвал все священные реки. Затем Кришна ударил пяткой по земле, и все реки вошли в эту впадину от удара. Таким образом Кришна создал Шьямакунду. Однажды, купаясь в ней, Дурваса Риши задался вопросом, действительно ли Кришна был Богом, если Он мог быть побежден друзьями в играх? Кришна понял его мысли, и тогда Кришна взял Дурвасу Риши к себе и показал ему все свои богатства во Вриндаване. Он не показывает Своих богатств всем подряд, Он сделал это только тогда, когда Дурваса Риши понял друзей Кришны, таких как Судама, Шридама и т.д. Они являются друзьями Кришны в Сакхья Расе. Но это не низшая раса, а мы даже не достигли уровня ништхи, мы все еще на уровне Бхаджана Крии, чтобы различать уровни рас у нас нет качеств. Мы не можем вытерпеть оскорблений, но, когда мы достигнем стадии Ништхи, их будет легко проигнорировать. Но теперь, если кто-то говорит что-то против нас, мы начинаем злиться. Но если кто-то оскорбляет нашу Гуру-парампару, мы должны защищать её. Мой Гурудев сказал, что, если собака кусает нас, мы не должны кусать её в ответ, но, если кто-то критикует нашу Гуру Варгу, мы должны попытаться заставить его понять свою ошибку, а если это невозможно, мы должны уйти, но мы не должны критиковать его Гуру Варгу в ответ. Люди могут обмануть нас, но мы не должны обманывать их в ответ. Мы все еще находимся на стадии бхаджана крия, это еще не стабильная ништха. Представьте дорогу с односторонним движением, даже если кто-то нападает на меня, я продолжаю двигаться прямо (я не обращаю внимания). Тот, у кого есть такая сокровенная любовь в дружбе к Кришне, называется преданным в сакхья преме. Они не думают о том, Кришна выше или ниже их, они считают себя равными Кришне. В дасья расе преданный всегда считает себя низшим по отношению к Кришне, у него есть страх и сдержанность в отношениях с Кришной. Был один ученик у Акинчан Кришнадаса Бабаджи Махараджа. Акинчан Кришнадаса Бабаджи Махарадж не имел никаких привязанностей, а его единственной привязанностью были святые имена. Однажды Кришнадаса Бабаджи Махарадж был в храме Дауджи возле Гокула, он сидел и пел, было около 8-9 утра. Внезапно он начал кричать: «Кришна, не оставляй меня здесь!! Я хочу пойти с тобой!! О баларам!! Я хочу пойти с тобой!!!». После того как он потерял сознание, пуджари увидели его экстатическое состояние, они облили его лицо водой и спросили, что случилось, он ответил: «Я видел Кришну и Балараму с их друзьями, Дамой, Судамой и т. д., я захотел пойти с ними, но они не захотели, чтобы я шел с ними, может быть, потому что мы находимся в линии Манджари Бхавы, в группе Радхарани». Когда Радхарани в Джавате, она видит, как Кришна уходит со всеми своими стадами и друзьями в лес. Шрила Нароттам дас Тхакур написал бхаджан, который описывает эту лилу. Я хочу туда попасть, но мои стражи Джатила, Кутила, мой муж Абхиманью рядом, и я боюсь их. «Мои глаза следуют за Кришной, наполненные слезами, и в этой ситуации, если я стану сандаловым деревом, я смогу украсить Твое лицо и, возможно, тогда, я обрету Твои стопы». Когда Радхарани плачет в разлуке с Кришной, Джатила и Кутила спрашивают её, почему? Радхарани отвечает, что это из-за дыма от горящих дров. Такая разлука у неё. Поэтому я думаю, что Кришнадас Бабаджи Махарадж переживал такую разлуку. Мы узнали об этом от его ученика, который жил в Канчанапаре, это на пути между Кришнагаром и Калькуттой. Этот преданный часто приходил к моему Гурудеву в Шри Чайтанья Гаудия Матх, теперь он стал стар, он больше не приходит. Это чувство объясняется в десятой песне Шримад Бхагаватам.
Прочитаем текс 75 главы 8 Мадхья-лилы Чайтанья Чаритамриты.
Шримад Бхагаватам говорит: преданный в дасья расе боится совершить оскорбления. Как и мы, мы всегда боимся совершать оскорбления, и мы следуем предписанным правилам. Но Судама никогда не приносит ему тарелку, чтобы поесть, когда он служит Кришне. Субал Сакха очень помогает Шримати Радхарани. Однажды Кришна плакал в Джавате в полной разлуке с Радхарани, он сказал Субале: «Без Радхи моя жизнь не имеет ценности. Можно ли привести Её сюда?» Субал сказал: «Нет, Джатила там, это будет невозможно». Кришна сказал: «Сделай что-нибудь в любом случае. Я не могу жить без нее». Тогда Субал подошёл к двери дома Джатилы.
У них были семейные взаимоотношения, и Джатила спросила его: «О, Субал! Что ты там делаешь?» В ведической традиции, когда кто-то приходит к нам, мы даём выпить ему стакан воды, даже в русской традиции делают то же самое. Я не знаю, американцы делают то же самое, или они говорят — вот вода, а вот корова, возьми сам себе, что тебе нужно. Субала ответил: «Я потерял своего теленка.» Джатила сказала ему: «Встреться с Радхарани, она даст тебе стакан воды». Он думал, что будет трудно приблизиться к Радхе, но так как он находится в Сакхья-расе, ему было легко объяснить ситуацию Радхарани и он предложил поменяться с ней одеждой, чтобы она выглядела как он. Но как ей прикрыть свою грудь? Субала говорит: «Я сказал твоей свекрови, что потерял теленка, если ты пойдешь в гошалу, возьмешь теленка и отнесешь его, так ты сможешь прикрыть грудь», — так она пришла к Кришне. Она выглядела как Субала Сакха. В дасья расе преданный не будет противостоять приказам Господа, но в сакхья расе могут быть споры между Кришной и преданным. Радха притворилась Субалой. Она сказала Кришне: «Я не могла привести Радхарани, но по дороге я увидела Чандравали, если хочешь, я могу привести её». Кришна ответил: «Нет. Я просто хочу, чтобы здесь была Радха». В Сакхья Расе это друзья. Но, если мы увидим их материальными глазами, мы увидим их обычными друзьями. Но они не обычные друзья, это экспансии Баларамы. Все в духовном мире — это Кришна. Мать Яшода это Кришна, Нанда Махарадж это Кришна, все гопи тоже, Радхарани также. Как они появились? С правой стороны тела Кришны появился Баларам, а с левой стороны Радхарани. Кришна играет с Кришной. Кришна проявляет Свои развлечения с Кришной. Иногда мы видим, что Кришна играет с гопи, но мы должны понимать, что каждый из них является Кришной. Он проявляет эти развлечения в соответствии с нашим изначальным положением. Если мы хотим вернуться в духовный мир в настроении служить Кришне в Его форме Гопала, то Кришна может дать это. Если кто-то хочет служить ему с чувством любви мадхурья, он может дать это. Махапрабху принял это чувство любви мадхурья как наиболее возвышенное.
Брахма и Индра не смогли понять, что Кришна был не обычным ребенком. Индра разозлился, когда Кришна прекратил его пуджу, и он послал проливные дожди, но Кришна знал, что это произойдет, и он пригласил Агастью Риши, чтобы он мог проглотить всю воду. Кришна поднял холм Говардхан на Своем мизинце и держал его семь дней и семь ночей, все друзья, коровы, все пришли под него, никто не почувствовал беспокойств. Тогда Индра осознал, что все богатство и знание служат Кришне. Мы думаем, что образование служит для того, чтобы стать инженером или делать открытия, как ученые думают, что они являются создателями чего-то, но они не могут ничего создать, они просто открывают уже существующее, что создано Кришной. Они ничего не создают сами, просто обнаруживают что-то, что уже есть. Мы учимся осознавать харизму (силу личности) Кришны, вот главная цель всего образования. Цель обучения — достичь Кришна Бхакти, в противном случае, какую ценность будет иметь наше образование? Постепенно, по милости Махапрабху, воспевая Харе Кришна Махамантру, у нас проявятся различные стадии взаимоотношений и т. д.
Многие преданные любят поклоняться Гопалу, многие поют «Гопал Радхе!», но это не совместимо. Когда родилась Радхарани, Кришна пошел навестить ее, если мы увидим эту игру, мы сможем использовать слова Гопал Радхе тогда. Но Радха Партхасаратхи не несовместимо. Радха не ходит в Двараку. Если мы поклоняемся Кришне в настроении богатства Двараки, даже если мы произносим Радха Кришна, это на самом деле будет экспансия Радхарани – Сатьябхама. Уддхава был гьяни, он накопил так много знаний и думал, что у него так много знаний, и он заставит Нанду Махараджа понять что-то. Если мы изучим их разговор, мы увидим, что Уддхава был полностью побежден любовью Нанды Махараджа, никто не может понять любовь матери к ее ребенку. Такая как Читралекха (преданная, которая сейчас находится с Махараджем), и её мать Рупа Манджари смогут, Читралекха приехала на несколько дней, но из-за того, что она сейчас здесь застряла, они не могут встретиться. Сакхья Раса — это очень хорошо, в этом нет ничего плохого. Но наша парампара учит нас быть слугами Рупы Манджари, Лалиты Сакхи, конечная цель нашей духовной практики — это Кантха-раса, и мы постепенно доберемся до нее. Во Вриндаване сегодня 28,5 градуса, мы отключили вентиляторы, это хорошо. Если все будет хорошо, мы сможем встретиться завтра. Все будет хорошо, если Кришна захочет этого, большое спасибо, Харе Кришна!