Не Падать!!!

Впервые опубликовано в альманахе «Миссия Шри Чайтанья Сарасвати» №2.

 

Вопрос «Падает ли душа с планет духовного мира?» в последнее время стал очень распространен. И это не вопрос теории. Это вопрос жизни. Ваишнав — не теоретик. Философия Ваишнавов не факультативная дисциплина, но фиксированно выраженная концепция Реальности. Не уяснив своего правильного положения, не начав действовать в соответствии с ним, мы будем обречены влачить свое существование в майе, в среде апара-пракрити. Если человек попал в тюрьму, стоит ли ему задумываться над причиной своего положения? Или ему лучше думать лишь о том, как выбраться оттуда? Но сможет ли он жить на воле не зная законов?

«Религия — значит правильно занять свое место» — сказал Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Поэтому атма-таттва (наука о природе души) вопрос далеко не праздный,— скорее это основа Ваишнавского теизма, религии Преданности (бхакти). И, прежде чем объявлять себя последователем Гаудия Ваишнавизма, а то и даже проповедником, учителем,— нужно самому постараться разобраться в фундаментальных положениях Ваишнавской веры. Шастры называют это самбандха-гьяной. Самбандха обретается лишь в процессе смиренного внимания Гуру, Шастрам и Садху, и никак иначе. Что же говорят эти источники[1]?—

  1. Преданность вечна (амрита сварупа[2]), постоянно увеличивается (бхактйа санджайате бхактйа) и является объектом поклонения Самого Господа (мад бхактах пуджйадхиках; ахам бхакта парардхино[3]).

Пребывать в мире Господа может лишь обладающий чистой преданностью. А коли преданность вечна, как может обладающий ею позавидовать своему возлюбленному Господу? Как может преданность сойти на нет, если ее природа — постоянно расти и совершенствоваться?

Господь говорит:

ахам бхакта-парардхино / хйасватантра ива двиджа
садхубхир граста-хрдайо / бхактаир бхакта-джана-прийах

«Я раб Своих преданных; у Меня нет свободы,— Я завишу от их воли. Поскольку они полностью чисты и преданны Мне, Мое сердце в их власти, а Я всегда пребываю в их сердцах.»

Как тот, кого Господь ставит выше Себя может оказаться ненадежным и пасть? Если такое возможно, то вероятность падения Самого Господа еще более велика. Странно, как Он до сих пор еще там? Быть может, Ему некому завидовать? А преданным, которым Он поклоняется?

  1. Однажды попавший в мир Бога никогда не возвращается обратно (наити мам эти со рджуна; йад гатва на нивартанте[4]; на ме бхактах пранашйати; пунар джанма на видйате[5]).

Шрила Прабхупада пишет:

«Господь вечен, как вечны Его слуга и Его обитель… Поэтому результат преданного служения не является чем-то преходящим, его нельзя сравнивать с достижением райских планет, к которому приводит поклонение полубогам.»[6]

«Господь Кришна говорит, что тот, кто попадает на планеты Ваикунтхи, больше не возвращается в материальный мир. Обитатели Ваикунтхи никогда не возвращаются в материальный мир, случай с Джаей и Виджаей — это исключение…[7] В комментарии к двадцать шестому стиху уже говорилось, что все эти события произошли по промыслу Господа. При обычных обстоятельствах трудно представить себе, чтобы мудрецы так сильно разгневались на стражей, чтобы Верховный Господь бросил на произвол судьбы Своих преданных, привратников Ваикунтхи, или чтобы кто-то вернулся в материальный мир, однажды родившись на Ваикунтхе… Преданному, которого однажды признал Господь, больше не грозит падение. Это вывод, который следует из описанных выше событий.[8]»

«Подводя итог, можно сказать, что души, обитающие в духовном мире, царстве Ваикунтхи, никогда не падают в материальный мир, ибо мир Ваикунтхи вечен.»[9]

  1. Джива по природе — татастха-шакти (пограничная энергия) Бога, изначально расположенная в Его сиянии брахмаджьоти, татастха-локе (кршнера татастха шакти[10]).

«Изначально души расположены между чит-джагат и майик-джагат. Те, кто выбрал служение Богу были защищены от падения властью хладини, атрибута чит-шакти Всевышнего, и получили право быть вечными слугами Господа в различных качествах.»[11] Таково утверждение Шрилы Бхактивинода Тхакура. Пребывая в брахмаджьоти в непроявленном состоянии сознания, однажды джива просыпается. В этот момент ей дается некоторое восприятие и мира Бога, и мира майи и, по своей воле, джива может сделать выбор: либо предаться высшей Господней энергии Йогамайе (даивим пракртим ашритах[12]), либо не предаться Ей. В первом случае дживу берет под свое покровительство хладини-шакти, во втором — дживу неизбежно захватывает майа. Душа по природе деятельна и, чтобы проявить свое деятельное начало, ей необходима соответствующая среда (джагат). Поэтому, если джива откуда-то и падает, так это с брахмаджьоти: «… индивидуальная душа, хотя и пребывает в сиянии Всевышнего,— пишет Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж,— будучи бесконечно малой Его частицей, иногда падает из этого сияния и начинает вести обусловленную жизнь в материальном мире.»[13] Но почему же тогда Прабхупада часто повторял: «Нужно вернуться обратно к Богу»? Потому, что джива получила-таки видение Господа и Его мира, прежде, чем пасть из Брахмана, но пренебрегла этим! Не случайно падшую дживу Писания называют кришна-бахирмукха (дословно: «та, что отвернула свое лицо от Кришны»). Отвернувшись от Господа, отвергнув Преданность, душа тем самым совершила тягчайшее оскорбление, но Господь не оставил Ее, а милостиво последовал за ней в материальный мир в облике Параматмы. Поэтому неправильно было бы сказать, что падшая джива вовсе не знала Господа, однако заявлять, что изначально (!) душа занималась служением Господу в Его мире, а затем пала — по меньшей мере безнравственно, поскольку это явное пренебрежение учением сампрадаи. Шрила Бхактиведанта Свами Махарадж никогда не говорил ничего подобного. Непонятки могут возникать только если подходить к некоторым его словам, как, например, «вернуться обратно к Богу» предвзято, насильно пытаясь выжать из них соответствующий лже-концепциям смысл. В принципе, так могут поступать лишь те, кто не знакомы с его книгами, а также кто не знакомы с трудами предшествовавших Ачарьев. Нельзя отторгать наследие сампрадайи под предлогом «верности» Шриле Прабхупаде. Он никогда подобному не учил. Наоборот, он неоднократно говорил: «Тот, кто хочет глубоко понять философию Кришна-сознания должен ознакомиться с трудами предшествовавших Ачарьев». Другое дело, что многие книги трудны для понимания неподготовленных. Но возводить запрет на чтение книг сампрадайи в принцип — сектанство.

  1. Считать, что положение слуг Господа не вечно — великая апарадха (оскорбление).

Итак, как говорилось выше, никакие вещи внешних, низших миров ума, интеллекта и грубой материи не могут воспрепятствовать бхакти, преданности. Лишь апарадха, сознательное унижение преданности может отвратить бхакти от души, поэтому тот, кто придерживается концепции бхактопадения несомненно оскорбительствует и может быть спасен лишь только если глубоко раскается в своем невежестве, припадет к стопам святых Ваишнавов сампрадаи и примет всем сердцем то описание Реальности, которое эти Ваишнавы несут в этот мир, и ради донесения которого и была основана Шри Гаудия Сарасвата Сампрадая, Сампрадая Шри Гауранги Махапрабху, Златого Спасителя падших.

 

В поклоне стопам всех преданных Господа

Мадху Кришна дас
Шри Чаитанья Сарасват Матх,
Одесса

 

[1] Ссылок и цитат по этой теме можно было бы собрать на целую книгу, однако я решил ограничиться несколькими краткими, но ясными высказываниями.—М.К.д.

[2] «Нарада Бхакти Сутра», 3

[3] «Шримад-бхагаватам», IX. 4. 63

[4] «Бхагавад-гита», 15. 6

[5] «Бхагавад-гита», 8. 16

[6] «Шримад-бхагаватам», III. 16. 18, комм.

[7] «Шримад-бхагаватам», III. 16. 29, комм.

[8] «Шримад-бхагаватам», III. 16. 29, комм.

[9] «Шримад-бхагаватам», III. 16. 26, комм.

[10] «Чаитанья-чаритамрита», Мадхья, 20. 108

[11] «Шри Чаитанья Махапрабху: Его Жизнь, Его Учение». На русском языке было впервые опубликовано в альманахе «Миссия Шри Чаитанья Сарасвати» том 1 №1, стр. 25.

[12] «Бхагавад-гита», 9. 13

[13] «Шримад-бхагаватам», IV. 24. 34, комм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *