Ишвара Пурипад (из книги Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Паришады)

Ишвара Пурипад (из книги Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Паришады)
Ишвара Пури родился в городе Кумара Хатта в день
полнолуния месяца Джьештха в семье брахманов из Рархи. Кумара Хатта находится в округе Северные 24 парганы [в штате Западная Бенгалия], в двух милях [3,2 км]
от железнодорожного вокзала Халисахар. Местные жители указывают район, известный как Мукхопадхайя
Пара, как место дома, в котором он родился.
После того, как Махапрабху принял санньясу, Шриваса Пандит со своими братьями не смогли оставаться
в Навадвипе, в которой всё им напоминало о Нём. Поэтому они переехали в Кумара Хатту. Считается, что
дом, где они жили, располагался возле храма Чайтанья
Доба — а именно так называется то место, где родился
Ишвара Пури. Слово «доба» означает «пруд с водой».
Когда Чайтанья Махапрабху пришёл в Кумара Хатту, то взял на этом месте немного земли и завернул её
в ткань. Множество людей последовало Его примеру, и
в результате образовалась яма, которая со временем наполнилась водой. Это место хорошо известно в данном
районе.
Милость духовного учителя
Ишвара Пури — это имя, которое он получил вместе
с санньясой. Неизвестно, как его звали до принятия санньясы. Однако мы знаем имя его отца — Шьямасундара
Ачарья.
Ишвара Пури принял посвящение от Мадхавендры
Пури, воплощения нектарной преданной любви. Мадхавендра Пури был доволен служением Ишвары Пури —
бесхитростным, заботливым и любящим, и пролил на
него свои благословениями. Таким образом, Ишвара
Пури тоже погрузился в океан любви к Кришне. Когда
духовный учитель удовлетворен, это означает, что удачливый ученик обрел всё благоприятное, все его желания
исполнены. Если гуру недоволен своим учеником — тот
познает лишь неудачи. Таков урок, который можно извлечь из достойной подражания жизни Мадхавендры
Пури. Другим учеником Мадхавендры Пури был Рамачандра Пури, но из-за своего высокомерия он лишился
милости своего гуру. Кришнадас Кавирадж необычайно
красиво описал этот случай в «Чайтанья-чаритамрите»
(Антья лила, 8.18-30):
«Прежде, когда Мадхавендра Пури был при смерти,
Рамачандра Пури навестил его. В это время Мадхавендра Пури воспевал имена Господа и плакал, говоря: «Я
так и не достиг Матхуры!» Тогда Рамачандра Пури посмел дать своему духовному учителю наставление. Хотя
он и был учеником, он не чувствовал никаких угрызений совести по этому поводу. «Помни, что ты исполнен
блаженства Брахмана, — сказал он. — Почему же ты
плачешь, несмотря на то, что осознал Брахман?»
Услышав это наставление, Мадхавендра Пури разгневался и отругал его, сказав: «Убирайся прочь, прочь,
грешный негодяй! Я умираю от горя, потому что так
и не сумел обрести милость Кришны и достичь Матхуры, а этот негодяй приходит, чтобы причинить мне еще
большую боль. Не показывайся мне на глаза! Убирайся
на все четыре стороны! Если я умру, глядя тебе в лицо,
то приму низкое рождение. Я умираю от горя, что так и
не сумел достичь Кришны, а этот низкий глупец поучает
меня о природе Брахмана».
В итоге Мадхавендра Пури забрал свои благословения у этого ученика, и в том начали пробуждаться материальные желания. Он стал сухим философом, не интересовался Кришной и начал критиковать всех, целиком
посвятил себя этой критике.
Ишвара Пури служил этому великому человеку, Мадхавендре Пури, лично убирая за ним мочу и кал. Он постоянно повторял имя Кришны так, чтобы Мадхавендра
Пури мог это слышать, и рассказывал об играх Кришны.
Довольный Ишварой Пури, Мадхавендра Пури обнял
его и благословил: «Обрети же богатство любви к Кришне!» С того времени, Ишвара Пури стал океаном любви к Кришне, тогда как Рамачандра Пури — скопищем
оскорблений. На примере этих двух людей — Ишвары Пури и Рамачандры Пури — можно видеть, к чему
приводит благословение и проклятие великой личности.
Мадхавендра Пури таким образом через них преподал
урок всем.
В этой связи Шрила Бхактисиддханта Сарасвати
Тхакур говорит в своей «Анубхашье»: «Хотя Рамачандра Пури видел, как его гуру страдает в разлуке с Кришной, он был не в состоянии различить трансцендентную
природу этого переноса эмоций. Он считал своего гуру
обычным человеком, а его настроение — материальным,
результатом какого-то материального недостатка. В результате он попытался объяснить Мадхавендре Пури
ценность осознания единства с Брахманом. Мадхавендра
Пури отреагировал на глупость своего ученика и пренебрежение наставлениями и, таким образом, перестал
желать ученику блага. Он оставил его и выгнал прочь».
Махапрабху принимает посвящение
от Ишвары Пурипада
Махапрабху — Верховный Господь. Тем не менее, он
хотел всем показать абсолютную необходимость в принятии духовного учителя. По этой причине он сыграл роль
ученика и принял посвящение у Ишвары Пури, встретив
того в Гае. Само по себе это, несомненно, свидетельствует о величии Ишвары Пури и о его важности.54
Шрила Бхакти Валлабха Тиртха Свами
«Затем Господь отправился в Гаю, где повстречался
с Ишварой Пури и получил у него посвящение. Сразу
после этого у Господа проявились все признаки любви к
Богу. Они вновь обнаружились, когда Он вернулся домой» («Чайтанья-чаритамрита», Ади 17.8-9).
«Оба они пребывали в экстатическом блаженстве, и
тела их стали мокрыми от слез премы. Господь сказал:
„Мое паломничество в Гаю достигло цели в тот момент,
когда Я увидел твои лотосные стопы. Когда человек совершает пинду, подношение предкам, в святом месте, его
предки обретают освобождение. Но достаточно просто
увидеть тебя, и миллионы предков немедленно освободятся от материального рабства.
Поэтому никакие святые места не могут сравниться с
тобой, ты несешь благо даже святым местам. Пожалуйста, спаси Меня из океана материальных страданий. Я
предлагаю это тело в служение тебе. Единственный дар,
о котором я прошу: позволь Мне испить нектар лотосных
стоп Кришны“» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 17.49-55).
Махапрабху играл роль обычного смертного, паломника, который пришёл в Гаю, чтобы предложить подношение, шраддху.
Совершив необходимый ритуал, Он вернулся к Себе
в комнату и стал готовить пищу. Туда пришёл Ишвара
Пури, и когда его священные стопы оказались в комнате Махапрабху, Тот с большим удовольствием принялся
оказывать ему служение и поднес рис и овощи, которые
приготовил лично.
Поступая так, Махапрабху самым совершенным образом продемонстрировал, как следует служить гуру.
Ишвара Пури в Навадвипе
Ишвара Пури встречал Махапрабху в Навадвипе еще
до того, как в Гае даровал Ему десятисложную мантру.
Также он встречался и с Адвайтой Ачарьей, сыгравшим роль ученика Мадхавендры Пури. Это описывает
Вриндаван дас Тхакур в «Чайтанья-бхагавате».
В дни, когда Нимай являл Свои ученические игры
в Навадвипе, Ишвара Пури неожиданно увидел Его и
был поражен и привлечен Его красотой. Нимай пригласил Ишвару Пури на обед к Себе домой, попросив маму
Шачи приготовить и подать гостю кришна-прасад. Затем
вместе с Ишварой Пури они стали беседовать о Кришне.
В то время Ишвара Пури в течение нескольких месяцев жил в доме Гопинатхи Ачарьи. Увидев отречение
Гададхары Пандита, он был очень доволен и начал с
любовью давать ему уроки по «Шри-Кришна-лиламрите» — книге, которую написал сам. Нимай тоже ежедневно приходил к Ишваре Пури, пока тот обучал Гададхару, и предлагал ему свои поклоны.
Однажды Ишвара Пурипад попросил Нимая исправить ошибки в его книге. Нимай ответил так: «Тот, кто
видит недостатки в том, как преданный рассказывает о
Кришне — грешник. Если преданный напишет поэму,
то как бы несовершенно он это не сделал, она, без сомнения, содержит в себе его любовь к Кришне. Необразованный скажет «вишная», а грамотный — «вишнаве»,
тем не менее, Кришна примет чувство, заключенное в
обоих этих выражениях. Тот, кто замечает в этом недостатки, сам полон несовершенств, поскольку Кришна
доволен всем, что говорит чистый преданный. Ты описываешь игры Господа словами любви, так какой высокомерный глупец осмелится критиковать то, о чем ты
написал?» («Чайтанья-бхагавата», Ади, 11.105-110)
Тот же самый случай описан в «Бхакти-ратнакаре»
следующим образом: «Смотрите, это — дом Гопинатха
Ачарьи, куда время от времени заходил Вишвамбхара.
Здесь останавливался Ишвара Пури и писал свою „Шри Кришна-лиламриту“. Он очень любил Гададхару Пандита и, когда увидел в нём признаки любви к Кришне, стал
учить его по этой книге» («Бхакти-ратнакара», 12.2205-
2207).
Когда Нитьянанда Прабху путешествовал по Западной Индии, то случайно встретился с Мадхавендрой
Пури. Когда они встретились, то оба упали без чувств.
Нитьянанду переполняла любовь, он начал прославлять
Мадхавендру Пури, а Мадхавендра Пури обнял Нитьянанду и полил своими слезами. Ишвара Пурипад понимал, что Нитьянанда необычайно дорог своему духовному учителю, и поэтому, подобно другим ученикам своего
гуру, испытывал к нему большую любовь.
«Слава Шри Мадхаве Пури, океану любви к Кришне! Он — первый росток исполняющего желания древа
преданности. Этот первый росток был вскормлен и вырос в образ Ишвары Пури, и уже от него оформился
крепкий ствол Чайтанья-лилы» («Чайтанья-чаритамрита», Ади, 9.10-11).
Перед тем, как покинуть этот мир, Ишвара Пури послал двух своих учеников, Кашишвару и Говинду, служить Махапрабху. Несмотря на то, что они оба приходились Махапрабху духовными братьями, Он всё же
подчинился приказу Своего духовного учителя и принял
их в качестве Своих слуг.