Беседа двух преданных Кришны (бывших студентов теоретической физики) о современной науке и о Боге.
Вдас: Вот не помню, по книге об истории Сознания Кришны (далее СК), вы все покинули *институт из-за гонений со стороны ректората в середине 1980-х годов?
Идас: Нет, у нас все было спокойно, во всяком случае, внешне.
Вдас: А чего ж бросили тогда? Типа майа все это?
Идас: Ага, разочаровался в материальной науке.
Вдас: Кафедра?
Идас: Теоретической физики.
Вдас: А идеи Бхактиведанты Института не привлекали? Садапута Прабху, Расарадж (Рави Гоматам) Прабху? Бхакти Сваруп Дамодар Махарадж? Можно б было применить знания.
Идас: Как-то нет, да тогда это все было малоизвестно.
Вдас: Даже в конце 1980-х, когда я пришёл в СК, никто кроме Вишвамитры Прабху, только вышедшего из заключения, не интересовался этим, и он мне дал переводить Садапуту Прабху, когда я изъявил участие применять свои знания науки в СК. Помню понёс книжку в университет и стал ею удивлять преподавателей (из механистической и немеханистической науки была брошюрка извлечена). Там был анализ уравнений Шредингера с точки зрения математической статистики.
Идас: Да, была такая книжечка, помню.
Вдас: Его аргументом был вопрос, как такое малоинформативное (с точки зрения статистических вариантов) уравнение, может описать сложность мира? Недавно где-то увидел рассуждение в таком же духе, что вся математика (или наука) находится в логических рамках, установленных людьми, а потому по своему принципу не может передать (или описать) весь мир, выходящий за заранее установленные кем-то рамки. Мир шире любой ментальной конструкции.
Идас: Да, и все-таки наука — интересная сфера исследований.
Вдас: Кризис конструктивизма в науке, есть даже такое направление исследований. Объект науки (или её исследований) это мир-как внутренний, так и внешний, но её методы, конструктивизм и ментализм, ограниченные средства для этой цели. Уже есть книги об этом, хотя б не про счастье, а про познание, что наука тоже не решает даже этой задачи (вроде как её главной цели), прочитал одного физика-теоретика из МГУ (Сарданашвили) Узкие рамки науки……….на с. 116 https://phys.msu.ru/upload/iblock/776/sard-book.pdf
Идас: Как и все обусловленное материей ограничено. «Я материалист, и, как я уже указывал, в моем понимании Бог — это трансцендентный абсолют (если Бог есть) или идея трансцендентного абсолюта (если Бога нет)».
Неплохой материалист ))
Вдас: Да, в МГУ темой синтеза науки и религии плотно заняты, семинар по метафизике, журнал такой у них есть (признанный ВАКом), но больше христианство фигурирует (думаю, по политическим соображениям). Слушал лекцию одного профессора японского из МГУ, так он оправдывается почему он учит японскому, объясняя фанатикам христианства (которые говорят-зачем нам христианам буддистская и языческая литература Японии), что и христианам полезно знать другие культуры.
Ну и среди учёных признаваться открыто в вере не принято.
Идас: Наукой занимаются думающие люди, а думающий человек так или иначе что-то со временем начинает понимать.
А вера (как нечто субъективное) противоречит науке (считающейся объективной), поэтому да, не принято.
Это своего рода дисквалификация (в среде учёных).
И все же за какие-то 200-300 лет столько всего открыли.
Вдас: Главного не открыли — источник вечного счастья.
Идас: Это да) поэтому и бросил институт.
Вдас: Взамен этих попыток поиска преходящих удовольствий с помощью науки есть путь воспевания истинного чистого Святого Имени Бога — Харинама, полученного от истинного Святого -Духовного Учителя — Гурудева. Он раскрывает как раз источник вечного счастья Шри Кришну и Его окружение. Когда сам учился на физфаке * мне попалась книга Анри Пуанкаре «О науке», где он пишет, сколько я достиг всего в науке, но понял одно, счастье наукой не достичь — помню меня тогда это так потрясло. А когда берёшь в руки чётки от Гуру и взываешь к Харинаму, то счастье сразу прошибает, как ток, когда включаешь что-то в розетку. И сразу душа обретает и всё необходимое ей питание и сладость и любовь к Богу и его творениям, конечно, если сознание не замутнено похотями и оскорблениями святого и святых.
Идас: Да, вот настоящая наука.
Сегодня, оказывается, день явления Шрилы Бхактисварупы Дамодары Махараджа, основателя и директора Института Бхактиведанты!
Сегодня, оказывается, день явления Шрилы Бхактисварупы Дамодары Махараджа, основателя и директора Института Бхактиведанты!