Самбандха (Взаимоотношения с Богом). Часть 2. — Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж
Ничто не может быть причиной чего-то. Всё сотворённое должно иметь своей причиной нечто, отличное от него самого. Мы как частички солнца, изошли из солнца, из его сущности. Как сияет солнце, также и его частички. Аналогично, Верховный Господь обладает всеми видами энергий, и души, изошедшие из Него, являются аспектами одной из этих энергий, подобно лучам солнца изошедшим из солнца. Души существуют в Нём, существуют благодаря Ему, и они должны существовать для Него. Но они никогда не смогут стать такими, как Господь, точно также как лучи солнца не смогут считаться такими же, как сама сущность солнца.
В Бхагавад-Гите 7.7 («Песни Господа») Кришна подчёркивает:
маттах паратарам нанйат кинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протам сутре мани-гана ива
маттах — Меня; пара-тарам — превышающее; на — не; анйат кинчит — что-либо другое; асти — существует; дхананджайа — о завоеватель богатств; майи — во Мне; сарвам — всё; идам — это (все, что мы видим вокруг); протам — нанизанное; сутре — на нить; мани-ганах — жемчужины; ива — как.
О завоеватель богатств, нет истины выше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
«Нет ничего превыше Меня. Вся вселенная исходит из Меня. Я нахожусь вне восприятия обусловленных душ, ограниченных существ, и Я намного превыше лишённого формы Брахмана и локализованной Параматмы, объектов поклонения гьяни и йогов.»
В Бхагавад-Гите 4.9
джанма карма ча ме дивйам эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со ‘рджуна
джанма — рождение; карма — деяние; ча — также; ме — Мое; дивйам — божественное; эвам — так; йах — который; ветти — знает; таттватах — воистину; тйактва — оставив; дехам — тело; пунах — снова; джанма — к рождению; на — не; эти — приходит; мам — ко Мне; эти — приходит; сах — тот; арджуна — о Арджуна.
Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна.
«Моё рождение и Мои игры трансцендентны. Совсем не такое, как у людей, вынужденых рождаться из-за своих прошлых деяний, Моё рождение есть игра ради удовлетворения моих преданных. Чтобы даровать им родительские заботы, Я принимаю их как родителей.»
В Бхагавад-Гите 4.6
аджо ‘пи санн авйайатма бхутанам ишваро ‘пи сан
пракртим свам адхиштхайа самбхавамй атма-майайа
аджах — нерожденный; апи — несмотря на то, что; сан — являющийся; авйайа — не подвержено тлению; атма — тот, чье тело; бхутанам — тех, кто рождается; ишварах — Верховный Господь; апи — хотя; сан — являющийся; пракртим — в трансцендентную форму; свам — Свою; адхиштхайа — войдя; самбхавами — прихожу; атма-майайа — посредством Своей внутренней энергии.
Хотя Я нерожденный и Мое трансцендентное тело нетленно, хотя Я — повелитель всех живых существ, в каждую эпоху силой Своей внутренней энергии Я появляюсь в этом мире в Своем изначальном духовном облике.
«Я не имею рождения, но занят этими играми, чтобы выполнить желание тех преданных, что хотят служить Мне в качестве их сына. Те же, кто покрыты Моей иллюзорной энергией, состоящей из трёх главных материальных качеств саттвы, раджаса и тамаса, считают Моё тело таким же, как у обычных людей.»
Мы можем считать, что Кришна рождён также как мы, но это ошибка. Как и со всем остальным, рождение Кришны имеет как морфологический (внешняя форма), так и онтологический (сущностный) аспект. Всё, что мы можем познать о существе посредством наших материальных чувств и материального разума есть внешний или морфологический аспект. Но существует также онтологическая сторона, которую нам не познать посредством нашего ограниченного инструментария.
Давайте рассмотрим эту идею шире. Иммануил Кант из Германии был одним из наиболее разумных мыслителей среди западных философов. В своей критической философии он называл вышеупомянутые аспекты как «вещь как она кажется» и «вещь в себе» или «вещь как она есть». Согласно Канту, люди способны понять вещь как она кажется, но не имеют способности познать её как она есть. В своей «Критике чистого разума» Кант приводит много аргументов, чтобы доказать это положение.
Люди, он говорит, способны лишь познать вещи такими, как они кажутся чувствам и пониманию. Посредством чувств, люди способны воспринимать формы вещей, а посредством понимания они способны воспринимать их в терминах категорий. Такое понимание есть особая способность, называемвая «априори». Внутренне присущая способности человеческого понимания способность познать вещь какой она кажется или представляется. Но никакой человек не способен познать вещь в себе. Таковы основы Кантовской критической философии.
Другой немецкий философ Гегель попытался разбить положение Канта. Согласно Гегелю мы на самом деле способны обрести знание вещи в себе посредством спекулятивного рассуждения. Бредли, британский философ, также подробно разбирался с данной проблемой. Его заявление было в том, что нам не постичь вещи в себе лишь посредством рассуждения, но мы способны обрести знание этого через непосредственное восприятие и ощущение, с помощью которых вещь в себе проявит себя нам. Иначе, нам не достичь успеха в восприятии их глубинных качеств посредством лишь нашей способности рассуждать. Всегда будет существовать некий барьер между объектами разума и самим рассуждением, и это не даст нам возможности воспринять вещь в себе.
Таким образом эти философы пытались приблизиться к высшей реальности посредством своего интеллектуального высокомерия. Но каково истинное значение слова «философия»? Фило-софия — любовь к знанию. Но какое знание они ищут? Они заинтересованы лишь в эмпирическом знании, том, которое обретается через органы чувств, ум и разум.
В Бхагавад-Гите ум и разум относятся к внешней энергии Верховного Господа. Согласно Гите то, что трансцендентно, не может быть воспринято элементами материи, не важно они грубые или тонкие. Но в этом материальном мире мы всегда пытаемся определить наивысшую реальность посредством эмпирического процесса.
В соответствии с явленными священными писаниями такими как Бхагавад-Гита, теистический аспект индийской философии подчёркивает ограниченную природу человека. Наш разум ограничен; наши умственные способности ограничены, а также всё произведённое нашим умом и интеллектом также должно быть ограничено. Следовательно нам не определить нашу наивысшую причину, так как она находится за пределами сферы действия этого ограниченного инструментария. Всё что человек определяет своим ограниченным пониманием будет измышлением. Поэтому нам не следует пытаться изобретать реальность на нашей ментальной или интеллектуальной фабрике. Как обусловленные души, мы ограничены, также как наша способность получать знания посредством наших собственных способностей. Материальный интеллект находится в сфере, не имеющей возможности определить безграничное.
Абсолютная истина всегда существует и наш долг в том, чтобы найти как познать реальность посредством дедуктивного (нисходящего) процесса. Нам не приблизиться к абсолютной истине посредством индуктивного (восходящего) процесса. Тогда как нам постичь эту истину? Бог есть причина всех причин; Он самосияющий и самосветящийся. Поэтому нам необходимо приблизиться к истине о Боге по Его милости.
Когда человек просветлён знанием, которое разрушает неведение, всё является ему в своих абсолютных качествах. Солнце восходит и освещает всё в дневное время. Если вам захочется увидеть солнце ночью, будет такое возможно? Даже если вы соберёте весь свет огромного города, такого как Нью-йорк вам не достичь успеха. Поскольку солнце самосветящееся, ваши попытки воспринять его не помогут потому, что ваша природа по сути отличается от природы солнца. Вам нужно дождаться лучей солнца до того, как вы сможете его увидеть. Ваша способность видеть солнце не уменьшится, если у вас совсем не будет искусственного света, а также не увеличится, если у вас очень много его. Свет этого мира не способен помочь нам увидеть солнце. Лишь собственные лучи солнца могут даровать нам такую способность. Аналогично, Верховный Господь самосияющий и самосветящийся и лишь по Его милости мы сможем увидеть Его.
Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж