Самбандха (Взаимоотношения с Богом). Часть 1. — Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж
Какова наша концепция наивысшей реальности? Кто есть Бог? Кто есть джива, душа, живое существо материального мира? Каковы взаимоотношения между Богом, душой и миром? На санскрите знание об этих вещах называется самбандхой (взаимоотношениями). Данные темы подробно обсуждаются в Ведах, священных писаниях Индии, и все святые на протяжении истории говорили и делились своим пониманием их.
Чайтанья Махапрабху проповедовал доктрину божественной любви на основе свидетельства из Вед. Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами в Шри Чайтанья Чаритамрите 2.20.124-125 объяснил это вкратце так:
ТЕКСТ 124.
веда-шастра кахе — ‘самбандха’, ‘абхидхейа’, ‘прайоджана’
‘кришна’ — прапйа самбандха, ‘бхакти’ — праптйера садхана.
веда-шастра кахе — ведические писания учат; самбандха — об отношениях обусловленной души с Господом; абхидхейа — о регулируемой деятельности обусловленной души, направленной на возрождение этих отношений; прайоджана — и о высшей цели жизни, которой предстоит достичь обусловленной душе; кришна — Господь Кришна; прапйа — которые нужно пробудить; самбандха — изначальные отношения; бхакти — преданное служение; праптйера садхана — способ достижения Кришны.
«Ведические писания повествуют о вечных взаимоотношениях живого существа с Кришной, которые называются самбандхой. Когда живое существо понимает свои отношения с Кришной и действует в соответствии с ними, это носит название абхидхеи. А высшая цель жизни — возвращение домой, к Богу, — именуется прайоджаной».
ТЕКСТ 125.
абхидхейа-нама ‘бхакти’, ‘према’ — прайоджана.
пурушартха-широмани према маха-дхана.
абхидхейа — деятельность, направленная на возрождение отношений; нама — называется; бхакти — преданное служение; према — любовь к Богу; прайоджана — высшая цель жизни; пуруша-артха-широмани — высшее благо для живого существа; према — любовь к Богу; маха-дхана — величайшее богатство.
«Преданное служение, или использование органов чувств для удовлетворения Господа, называется абхидхеей потому, что позволяет живому существу развить дремлющую в нем любовь к Богу, а в этом и состоит цель жизни. Эта цель — высшее благо и величайшее богатство, которое могут обрести живые существа. Так душа возвышается до трансцендентного любовного служения Господу».
Какова наивысшая цель жизни в соответствии с Ведами? Божественная любовь к Верховному Господу Шри Кришне. Этимологическое (от происхождения слов) значение имени Кришна есть «тот кто привлекает и дарует счастье всем». Кришна — это всепривлекательный принцип. Он обладает безграничными качествами чтобы привлечь нас и поэтому является Верховной Личностью. Он есть воплощение всего существования, всего знания и всего блаженства.
Нет никого равного Ему и никого превыше Его. Не может существовать более одного Абсолюта или более одного безграничного существа. Если существует нечто за пределами безграничного, тогда безграничное теряет своё значение и безграничное становится ограниченным. Нельзя себе представить даже частичку пыли находящейся вне безграничного или вне Абсолюта. Абсолют определяется как тот, кто существует внутри себя, для себя и сам по себе. Всё находится внутри Кришны и всё подчинено Ему.
Безграничный един и обладает личностной природой. Бог есть всесознающее существо. Сознание предполагает три качества: гьяна, крийа и иччха — мышление, ощущение и волю. Когда мы смотрим на живые существа этого мира, мы можем заметить что тело считается личностью или сознательным существом только до тех пор, пока душа присутствует в нём. То, что не проявляет мышление, ощущение или волю является лишь материей и никто не считает мёртвую материю личностью.
Наивысший аспект абсолютного сознающего существа называется Бхагаваном и Он обладает тремя качествами сознания в абсолютном смысле. Если мы способны принять что индивидуальная духовная душа личность, тогда в чём трудность принять что абсолютное сознание личностно? Он безграничная личность. Хотя Он обладает определённой индивидуальной формой, Он безграничен и проявляет бессчётные формы и игры.
Когда человек принимает роль царя и восседает на своём троне, он одевается в определённый вид одежды, но когда он отправляется в места отдыха чтобы развлечься, он одевается иначе. Когда он ложится в постель, он снова переодевается в иной вид одежды. Не смотря на все эти перемены одеяний, личность остаётся одной. Тот же принцип применим к Верховному Господу, который проявляет различные формы и игры ради Своих любящих преданных.
Даже как личность Верховный Господь безграничен; Его обители безграничны и бесчисленные души исходят из Него. Люди не способны себе представить творение Верховного Господа посредством своего ограниченного разума, ограниченного ума и ограниченных органов чувств. Он находится за пределами всех наших попыток познать Его с помощью наших собственных сил.
— Его Божественная Милость Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж