Хари-катха о Читракету-Вритрасуре по 6-й Скандхе «Шримад-Бхагаватам» Его Святейшество Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж

шри шри гуру-гаурангау джайатах «Молитвы Вритрасуры» (История царя Читракету) Хари-катха о Читракету-Вритрасуре по 6-й Скандхе «Шримад-Бхагаватам» Его Святейшество Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами Махарадж Ачарйа (Духовный Глава) Шри Чайтанйа Гоудия Матха, Индия
Вся слава Шри Гуру и Шри Гоуранге!Вся слава царственному Писанию «Шримад-Бхагаватам»!Вся слава Шри-Бхактивинод-Сарасват-Гоудия-Гуру-Парампаре!«Молитвы Вритрасуры»(История царя Читракету)Шри Шримад Бхакти Валлабха Тиртха Госвами МахараджЧасть перваяШукадев Госвами поведал Парикшиту Махарадже быль о царе Читракету,единовластном правителе царства Шурасена. Был он монархом благочестивым и имелсклонность к преданному служению Господу, который покоряется своим Преданным.Управлять царством было легко, и царь не знал забот. Все его подданные былисчастливы. У него было всё, что только можно себе представить для счастья: огромныебогатства, неограниченная власть, благочестивая натура, почёт и уважение подданныхи десять миллионов жён! Но несмотря на всё это, царь горевал – по воле провидениявсе его жёны были бесплодны, и у него не было сына.Царь Читракету, будучи по сути своей человеком духовным, был знаком со многимисвятыми и чувствовал их расположение к себе. Садху часто освящали его домприкосновением своих лотосных стоп, даруя царю возможность совершить какое-тослужение. Царь прекрасно знал, что в этом бренном мире все связи временны, но егожажда иметь наследника была сильнее.Однажды его дом освятил прикосновением своих святых стоп великий мудрец АнгираРиши, отец Брихаспати. Он пришел к царю с таким желанием: «Этому набожномумонарху не следует тратить всё своё время лишь на государственные дела. Я дарую емуЗнание об Абсолюте, Брахма-гйану. Я займу его в преданном служении ВерховномуГосподу». Царь Читракету склонился перед Ангирой Рши, омыл его стопы, а затемвыпил чаранамриту (воду с его святых стоп) и раздал её всем членам своей семьи. Оноказал всевозможное служение этому Риши. Но Ангира, глянув ему в лицо, догадался,что у царя какое-то горе на сердце и спросил:– Почему ты опечален? По милости Господа у тебя есть все, что можно пожелать!Скажи мне, в чём же дело?Царь ответил:– Да, по милости Господа ни в чём я не ведаю нужды. Я повелеваю огромнымцарством, мои подданные чтят меня и послушны моей воле. Моё царство не знает бед,но, несмотря на это, я не могу найти покоя. Ты спрашиваешь почему? У меня нет сына!Пав к стопам святого, царь Читракету взмолился:– Как я удачлив, что ты посетил меня! Припадая к твоим стопам, я умоляю тебя — даруймне хоть одного сына!Ангира Риши был потрясен: «Этот набожный царь общался со столь многимивеликими святыми. Я пришел даровать ему Знание об Абсолюте, чтобы он могполностью стать занятым в служении Верховному Господу Шри Кришне и, такимобразом, правильно распорядиться этой человеческой жизнью. А он просит меня отаком бренном и никчемном – лишь о сыне!» Тогда Риши сказал ему:– Ну что ж, приготовь всё необходимое для обряда. Я проведу тваштра-йагйу,священнодействие ради обретения сына.Ангира Риши провел йагйу, а затем остатки освящённой пищи дал царю и сказал:– Поднеси их своей старшей жене, которая исполнена всех благих качеств. Она родитсына, который вначале принесет тебе радость, а затем горе. [Поэтому сына назовутХарша-шока – «радость и горе».]Царь возрадовался: «У меня наконец-то будет сын! Каким бы он ни был –шаловливым, беспокойным, непослушным или дурного нрава, мне всё равно; главное,что у меня будет сын!» Он погрузился в мечты, а Ангира Риши ушёл. Остаткижертвенной пищи поднесли старшей царице, Критадйути, и через год она родила царюочаровательного сына. Царь не находил себе места от счастья, став отцом уже впреклонном возрасте. Он с невероятной щедростью одарил всех брахманов и другихподданных, не обойдя никого. Ради вечного Блага своего наследника царь не пожалелогромных средств.Обретя сына после столь долгих ожиданий, царь был переполнен привязанностью кнему. Он всё время ходил к старшей жене: «Ну, как там наш сынок?», а других своихжён даже не навещал. В конце концов, его страсть к сыну достигла того, что он вообщепозабыл о них. Вначале другие жены тоже радовались рождению наследника. Однаковскоре, видя, как любит царь старшую жену и сколь безразличен к ним, они стализавидовать. Их сердца наполнились злобой, и они всё больше негодовали: «С тех пор,как родился сын, наш супруг бросил нас и даже не навещает, а ходит только к этойКритадйути! Нас отвергли из-за неё!» В конце концов, их зависть достигла того, чтоони решили: «Наше горе и все страдания – из-за этого сына! Надо покончить с ним!»Когда в семье возникает вражда, то и дело жди беды.Они подмешали яд в молоко, которым поили подрастающего царевича. Одна из цариц,которая была главной в деле ухода за ребёнком, напоила его этим молоком. Выпив его,царский сын умер. Но вначале никто ничего не заметил. Лишь мать-царица не моглапонять, почему ребёнок не просыпается, ведь раньше он никогда не спал так долго. Онавелела няне сходить и разбудить его. Няня вошла в комнату и увидела, что телоребёнка холодно, а глаза закатились. Она закричала и рухнула без чувств. Услышавэтот крик, царица вскочила: «Что такое!», бросилась туда и увидела, что её сын мёртв.Она упала наземь без чувств.Через какое-то время царица пришла в себя и стала оплакивать своего младенца. Дажесуровые камни расплавились бы, слыша её причитания. Все члены семьи были убитыгорем, никто не мог удерживаться от слез. А царицы, отравившие сына, тоже плакали…крокодильими слезами, чтобы никто не заподозрил их.Царица кричала:– Сынок, любимый, проснись! Пришли твои друзья и зовут тебя поиграть. Проснисьже, иди, поиграй с ними!Но он не отвечал. Тогда она спросила:– Сынок, почему ты ушёл туда, откуда нет возврата? – и с криком вновь рухнула безчувств. Трудно удержаться от слёз, читая это описание в «Шримад-Бхагаватам». Долгодолго она рыдала… В это время царь находился в тронном зале. Ни у кого не хваталорешимости сообщить ему. Все думали: «Царь так долго ждал сына! Когда он узнает, чтоего сын умер, у него будет разрыв сердца!» Наконец послали одного придворного,которого царь очень любил. Тот предстал перед царем, восседавшим на троне, но немог вымолвить ни слова – слёзы катились из его глаз. Царь спросил:– Что случилось, почему ты плачешь?! Что тебе нужно? – но тот продолжал плакать. –Что ты плачешь? Скажи мне!– О царь, твой сын… Его больше нет!..– Что?! Что ты сказал?! Что ты сказал?!! – царь сделал шаг вперёд и упал без сознания.Его огромное, могучее тело вмиг лишилось всех сил. От горя он не мог дажепошевелиться. «Что ты сказал?!» С огромным трудом, еле-еле передвигая ноги, онприковылял туда, где царица и придворные оплакивали царевича. Увидев его мёртвоетело, царь пал оземь и долго оставался недвижим, а Критадйути причитала: «Я всёпотеряла, ведь мой муж тоже ушёл! Ушёл, ушёл! Я потеряла и сына, и мужа!» Так онарыдала, и все, кто там был, тоже рыдали. Никто не мог унести мёртвое тело ребёнка.Кто-то сказал:– Нужно выполнить последний долг, уже становится поздно.– Нет! Не отдам!!! – и царица обеими руками обхватила мёртвого сына.В это время Ангира Риши в сопровождении Нарады Госвами вернулся во дворец. Онуже знал, что произошло. Придворные стали просить его:– Уже становится поздно, нужно совершить похоронный обряд, но царь не разрешаетзабрать тело своего сына!Тогда Ангира Риши обратился к царю, который даже не замечал его:– Царь! О чем ты причитаешь?– Ты что, не видишь? Мой любимый, единственный сын умер! Ты разве не видишь,кого я оплакиваю?– Но твой сын здесь!– Нет, ты же видишь, он безмолвен! Его больше нет!– А разве ты видел того, кто говорил? Ты говоришь о теле сына – вот оно, значит, твойсын здесь. Кого же ты оплакиваешь?«Это, должно быть, какой-то святой», – подумал обезумевший от горя царь.– Кто ты? Ангира? Нарада? – царь перечислял имена всех риши и муни, которых знал.– Я – Ангира Риши! Помнишь, я приходил, чтобы даровать тебе Знание об Абсолюте,Брахма-гйану, а ты попросил у меня сына. Хочешь ещё одного?– Нет, нет, с меня хватит!Тогда Ангира попытался успокоить царя.– О царь, послушай. Сколько было предопределено твоему сыну оставаться тут,принимая тебя и Критадйути своими родителями, столько он и присутствовал. Сейчасего время здесь истекло, иные дела ждут его в другом месте. Сын не принадлежит тебе.Дживы (души) приходят в этот мир и уходят отсюда по воле Верховного Господа, а непо нашему желанию. Однако те, кто окутан Чарующей Силой Господа, в невежествесчитают их своими жёнами, сыновьями или братьями. В «Гите» говорится:джатасйа хи дхруво мритйурдхрувам джанма мритасйа ча /тасмад апарихарйе ‘ртхена твам шочитум архаси //«Того, кто родился, неминуемо ожидает смерть, а кто умирает — неминуемо рождается,чтобы пожинать плоды своих прошлых поступков. Не сожалей о том, что неизбежно».(«Бхагавад-Гита» 2.27)Тот, кто родился, непременно умрёт. То, что когда-то возникло, погибнет. Этому когдато рождённому телу тоже придёт конец – через 30, 50 или 100 лет мы неизбежнооставим его. Однако истинное «я» не знает рождений и смертей! О чём же тыскорбишь?!Представьте себе такую ситуацию, когда родители живут в какой-то стране вопределённом месте, а их сын живёт за границей. Родители знают, что сын находитсятам, в другом месте, что он работает, зарабатывает деньги для семьи. Зная, где оннаходится, они не чувствуют горя. Но вот неожиданно приходит срочная телеграмма:«Ваш сын скончался». И вот тогда родители начинают рыдать, и, гонимые горемразлуки, мчатся туда – мчатся, хотя прекрасно знают, что сына там уже нет!Но наше подлинное «я» движется из тела в тело, не погибая. Осознавший это никогоне оплакивает впустую, потому что знает, что он, прежде находясь в другом месте,сейчас присутствует здесь, а затем направится дальше – подобно человеку, которыйпереходит из одной комнаты в другую, но остаётся при этом одной и той желичностью.Этими словами Ангира Риши постарался утешить царя. Затем он обратился к НарадеГосвами с такой просьбой:– Дай ему мантру для поклонения Верховному Господу.Но Нарада Госвами хорошо видел, что царь, даже выслушав столько благихнаставлений, по-прежнему привязан к сыну. Нарада подумал, что если он не избавитцаря от этой скорби, то не сможет принять мантру, Святое Имя, всем своим сердцем.Тогда, чтобы всё-таки выполнить просьбу Ангиры Риши, Нарада Госвами вначалеоживил царского сына. Тот открыл глаза и заговорил. Увидев это, все были поражены,а Нарада спросил его:– Тебе выпала такая удача! У тебя столь благочестивый отец и набожная мать. Куда жеты ушёл?Ребёнок отвечал:– У меня были миллионы отцов и матерей. О которых из них ты говоришь?– Я говорю о твоих теперешних родителях.– На всё воля Верховного Господа. Сколько было предопределено мне, столько я жилздесь, принимая царя Читракету и Критадйути своими родителями. Теперь моя рольвыполнена, и я не могу оставаться здесь ни одного лишнего мгновения. Меня ждут вдругом месте. Подобно деньгам, которые всегда движутся с одного места на другое – ихоткладывают на определённую цель или тратят, передавая в другие руки, сам я (душа)тоже двигаюсь, из одного места в другое, из одного тела в другое, притом необязательно человеческое. Что я могу сказать?.. Я поменял множество родителей. Ихотя отец и мать очень дороги мне, может статься, что тот, кто сейчас для меня ближе идороже всех, через тысячу жизней станет моим злейшим врагом. Так в чём же ценностьтаких связей?Нарада Муни во дворце царя ЧитракетуГосподь Шри Кришна явился в этом мире, приняв своими родителями Васудева иДеваки. Но прежде им пришлось вынести неимоверные страдания. Царь Камсабезжалостно убил их шестерых сыновей сразу после рождения. Какая мать можетвынести такое?.. Но Камса расправился с детьми, не обращая внимания на рыданияДеваки.Позже, приняв коварный замысел, Камса с помощью Акруры завлёк Кришну иБалараму в Матхуру для участия в борцовском состязании. Он думал, что «маленькихмальчиков» убьют в поединке, и никто не догадается, что всё было подстроено. НоКришна-Баладев – это Верховная Личность Господа. Кришна вначале убил бешеногослона и охрану, затем могучих борцов и самого Камсу. После этого Он отправился втемницу, чтобы там поклониться Васудеву и Деваки. Они не узнали в Нём своего Сына– не могли понять, как «маленький мальчик» мог убить слона, борцов-силачей исамого Камсу! Когда Кришна склонился перед ними, они тоже поклонились Ему, иДеваки обратилась к Нему с мольбой:– О Верховный Господь! Меня мучает горе, которое я не в силах вынести. Камса убилвсех моих новорождённых сыновей. О Всемогущий, когда Ты хотел поднести дакшину(пожертвование) своему Гуру Сандипани Муни, тот попросил Тебя вернуть его сына,утонувшего в океане. Ты забрал его сына из обители Йамараджа, деваты смерти, иотдал ему. Прошу тебя: верни мне моих шестерых детей!Услышав это, Кришна улыбнулся: «О чём говорит Мать? Они же не её сыновья, асыновья Маричи, деваты. Однажды Брахма, собрав со всего мира лучшие глаза, уши идругие части тела, создал прекраснейшую женщину. Чтобы показать другим, скольпривлекательна женская природа, даже сам Брахма устремился за ней. Шестеросыновей Маричи, увидев это, принялись осуждать его: «Надо же, Брахма, а ведёт себятаким образом!» Из-за непонимания они совершили оскорбление и немедленно сталидемонами, родившись в семье одного асура по имени Каланеми, приспешникаХиранйакашипу. В царстве Хиранйакашипу, могущественного демона, была строгаядисциплина, и никто не смел и шагу ступить без его приказа. Но Каланеми, не спросивразрешения, отправил своих сыновей совершать аскезы. Узнав об этом,Хиранйакашипу в гневе изрёк проклятие: «Кто ты такой, что ослушался Меня? Тыубьёшь своих собственных сыновей!» И тогда Каланеми родился Камсой. Он убивалтех, кто прежде были его сыновьями, а Деваки думала, что это её дети. Сейчас она хочетвернуть их, но они уже родились в Суталапури, царстве Бали Махараджа».Кришна отправился туда и сказал Бали:– Моя мать просит вернуть её сыновей. Отдай их Мне!Бали Махарадж, великий Преданный, отдал Кришне сыновей Деваки, и Кришнапривёл их обратно. Деваки в порыве материнского чувства накормила их грудью,одного за другим. Попив молока из той груди, которую держал в Своих устах СамВерховный Господь, они избавились от проклятия и обрели тела деватов (полубогов).Склонившись перед родителями, они испросили разрешения идти.– Куда же вы, дети мои?! – воскликнула Деваки.– Нет, мы дети Маричи. Мы должны идти. – Ответили они ей.Сын царя продолжал:– Таковы отношения в этом мире. И не думай, о царь, что твои жёны, отравившие меняядом, убили меня. Не держи обиды на них. Они лишь выступили как некийинструмент, ибо в этот момент моя жизнь должна была завершиться, и я должен былуйти отсюда.Лишь когда царь Читракету услышал всё это из уст своего ушедшего сына, горе разлукиперестало мучить его, и он разрешил унести мёртвое тело. А затем он получил отНарады Госвами посвящение в мантру. Нарада Госвами посвятил его в преданноеслужение Шри Санкаршане, и под началом своего Гуру он начал поклоняться Господу.Когда его поклонение принесло плод, он узрел Господа, и один лишь отблеск этоговидения навсегда изгнал его страдания и грехи, и царь более не знал горя.У царя Читракету был виман, летучий корабль, подобный современным самолетам, накотором он мог путешествовать повсюду. Однажды он прилетел туда, где восседалШива Махадев со своими спутниками, муни и рши. Он сидел совершенно обнаженный,а Парвати Деви сидела на его колене. Царь Читракету был другом Шивы Махадева.Сойдя с корабля и увидев его, сидящего таким образом, царь громко охнул, подумав:«У Махадева нет никаких обязательств перед людьми этого мира. Он за пределамирассудка материально обусловленных джив. Не в состоянии постичь это, они могутдурно подумать о Махадеве. Тем самым они нанесут оскорбление ему и попадут вужасное положение».Но Парвати Деви неправильно поняла его, решив, что этот Читракету оскорбил еёмужа. Не сдержав гнева, она немедленно прокляла его:– Ты не годишься быть царём! Стань же демоном!Услышав её слова, Шива Махадев был недоволен:– Ты не понимаешь. Он же мой друг и знает, что во мне нет недостатков. Опасаясь, чтодругие присутствующие могут совершить оскорбление, которое приведёт их к ужаснымпоследствиям, он охнул. Он и не думал осуждать меня, а ты прокляла его. Это плохо!Он Вайшнав, и хотя он в силах отразить твоё проклятие своим, но ты увидишь, что онне сделает этого!Шива Махадев и Парвати ДевиТем временем царь Читракету подошел к Парвати Деви, и сказал:– Вы неправильно поняли меня, о Парвати Деви. Я не осуждал Вашего мужа, а лишьхотел защитить посторонних от возможного оскорбления Махадева, оскорбления,которое погубит их. Только поэтому я поступил так, ибо у меня нет никаких сомнений вличности Махадева, который волен делать всё, что пожелает. Но вы не поняли меня ипрокляли. Что же, да будет так! Я готов идти по этому пути и родиться демоном!Произнеся такие слова, царь Читракету поклонился Парвати Деви и улетел на вимане,а Шива Махадев изрёк:– Посмотри на его терпимость! Вот каков Вайшнав! Он не вернул тебе проклятие, хотяимел на это силы, но принял всё как должное.Шествие царя райских планет Индры со своими слугамиЧасть втораяНекогда случилось так, что царь небес Индра, пригласил Вишварупу в качестве жрецана жертвоприношение. Но Вишварупа, проводя обряд во здравие деватов, тайкомвоспевал мантры во здравие и демонов, так как приходился родственником и тем, идругим. Узнав об этом, Индра тут же убил его. Тогда отец Вишварупы, Твашта Муни, вгоре и ненависти к Индре начал проводить обряд, желая породить демона, которыйотомстит ему. Однако он ошибся при произнесении мантры и добился обратного.Произнося «Индрашатрур вардхасва» — «Явись из пламени, о враг Индры!», мунисделал ударение на слове «индра», а «шатрур» наоборот произнес тихо. И тогда тот,кто был прежде царем Читракету, явился из огня Твашты Муни как Вритрасура,которому суждено было погибнуть от руки Индры.Твашта Муни совершает йагьюШукадев Госвами, ссылаясь на Ведавйасу Муни, подчёркнуто объяснил МахараджеПарикшиту, что Бхакти никогда не исчезает. Некогда, обретя благословение НарадыГосвами, царь Читракету стал преданным Шри Санкаршаны. И сейчас, дажеродившись в теле демона, он не утратил своей Преданности.Природа его души осталась той же. Иногда по стечению обстоятельств, например, из-засовершённого оскорбления, Бхакти как будто исчезает, но это поверхностный взгляд.Бхакти явится вновь, ибо Она вечная суть души. Поэтому наш Гурудев [Шримад БхактиДайита Мадхава Госвами Махарадж] советовал нам всегда памятовать о словахВритрасуры, сказанных Индре. Эти слова очень важны.Индра был царём небес, предводителем деватов, а Вритрасура – предводителемдемонов. Демоны и боги постоянно сражаются, хотя они сводные братья. У них общийотец, Кашйапа Муни, но разные матери – у демонов Дити, а у богов Адити. ОднаждыИндра со всем своим войском напал на демонов. В великой битве он уничтожил всёоружие демонов, и те в страхе бросились наутёк, а деваты гнались за ними по пятам иубивали. Видя это, Вритрасура попытался остановить своё бегущее войско:– Вам выпала удача сражаться на передовой! Победив, вы овладеете Небесами, а ктопогибнет, тоже отправится туда! Но тот неудачник, который бежит с поля битвы,лишается всех благ. Рано или поздно этому рождённому телу всё равно придет конец.Так чего вы испугались, о доблестные воины? Трус умирает тысячу раз, а храбрец лишьединожды, не ведая страха. Дезертиры, оставившие поле битвы, недостойны своихродителей! Они – испражнения рода своего, не годные ни на что!Но даже эти резкие слова не остановили демонов. Они бежали и гибли от рук своихпреследователей. Тогда разгневанный Вритрасура попытался урезонить деватов:– Вы же боги, так где ваша благость и терпимость? Вы гонитесь по пятам забезоружными беглецами, спасающими свою жизнь, и убиваете их? Остановитесь же!Но его никто не слушал, тогда Вритрасура разъярился:– Ну что ж, сражаться так сражаться! Коли не хотите вернуться домой, выходитепротив меня! – и он издал ужасающий рев. Все воины Индры попадали наземь безчувств, а Вритрасура ринулся вперёд и затоптал их всех насмерть.Индра вначале не хотел нападать на Вритрасуру, думая: «Я убил Вишварупу и тысячулет провёл в прискорбном положении. Если я убью этого брахмана, вышедшего из огняТвашты Муни, я вновь буду мучиться от своего греха». Но, видя, как Вритрасура безвсякой битвы топчет его недвижимое войско, он уже не мог сдерживаться и метнул внего свою могучую палицу. Однако Вритрасура, перехватив её левой рукой на лету, счудовищной силой швырнул обратно. Палица врезалась в лоб Айраваты, слона Индры,или, как говорят на Западе, «мифического слона». (Для вас всё непонятное – «миф».)Огромный слон покатился кувырком, подминая под себя Индру. Отлетев на большоерасстояние, он уже не мог подняться, так как был тяжело ранен. Вритрасура, не желаясражаться с поверженными противниками, остановился, чтобы дать им возможностьприйти в себя. В те времена доблестные воины считали низостью добивать павшего.У Индры был дар прикосновением ладони исцелять раны. Он коснулся головыистекавшего кровью Айраваты, и рана затянулась. Они поднялись, но Индра сидел споникшей от позора головой, слушая, как все прославляют доблесть Вритрасуры. ТогдаВритрасура сказал ему:– О чём ты задумался? Я, твой величайший враг, стою перед тобой, так убей же меня!По воле Верховного Господа Шри Хари великий аскет Дадхичи Муни уже отдал свойскелет, из которого сотворили особую ваджру, молнию на мою погибель. Она у тебя вруках, так чего же ты ждёшь? Пока я жив, тебе не видать покоя. Метай молнию – я будуубит и достигну Стоп моего Вечного Господа!Индра испугался: «Никто в этом мире не хочет умирать, так почему же он говорит:«Метни молнию и убей меня, твоего величайшего врага, живи без забот!» А, может, онзнает, как отразить её? Он ведь искусный воин, и отразил мою могучую палицу, да так,что я чуть жив остался! Если он отразит молнию (ваджру), тогда мне конец. Вот он иподначивает меня: «Давай, метай, метай».Видя его испуг, Вритрасура продолжал:– Чего ты испугался? Мы оба преданные Вишну, но есть разница меж нами. Тыпоклоняешься Ему ради своего небесного царства, чтобы жить без забот, а я желаюслужения Ему. Так не волнуйся же, ибо то, что хочешь ты, Господь тебе же и дарует, ане мне.Наш Гурудев просил нас никогда не забывать эту первую молитву Вритрасуры:пумсам килаиканта-дхийам сваканамйа сампадо диви бхумау расайам /на рати йад-двеша удвега адхирмадах калир вйасанам сампрайасах // (Бха. 6.11.22)Пумсам килаиканта-дхийам сваканам… Тот, кто с безраздельной Преданностьюслужит Шри Кришне, и кем дорожит Господь, йах сампадо диви бхумау расайам, томубогатство трёх миров – Небес, Земли и Подземелья на рати Он никогда не даст,потому что йад-двеша удвега богатство рождает зависть и злобу людей, адхир тяжёлыемысли, калир ссоры и, в результате всего, – вйасанам, горе.Чтобы разбогатеть, нужно приложить неимоверное старание. Но даже тот, кто,напрягая все силы, с великим трудом обрёл состояние, постоянно должен заботиться оего сохранности. Воры, бандиты и сборщики налогов только и думают, как бы обобратьего. Расслабляться некогда, даже ночью невозможно уснуть, и приходится питьснотворное. А когда уже и таблетки перестают действовать, человек кончает жизньсамоубийством. Поэтому своему любимому Преданному Господь не даёт богатства трехмиров.– Но тебе, Индра, он даст! Не волнуйся, Небеса достанутся тебе – ты просто метнимолнию, покончи со мной и живи без забот!Деварадж Индра испугался ещё больше: «Что это?.. Демон, а говорит так, что я ничегоне могу понять?! Это непостижимо! Он более великий Преданный, чем я, ибо служитГосподу ради Него, а я служу ради собственного блага. Его Преданность выше моей, ипотому Господь всегда выполнит любое его желание».– Ну, чего ты ждёшь, почему не метаешь ваджру? А-а, у тебя на уме, что Господь можетотдать богатство Небес мне?Нет, даже если преданный пожелает чего-то бренного, Господь не даст ему, и об этомвторая молитва Вритрасуры:траи-варгикайаса-вигхатам асматпатир видхате пурушасйа шакра /тато нумейо бхагават-прасадойо дурлабхо кинчана-гочаро ‘нйаих // (Бха. 6.11.23)Шуддха-Бхакта не желает ничего, кроме служения Господу. Предположим, однако, чтопод минутным влиянием невежества, он захотел материальных благ. Тогда, несмотряна его желание, Господь воспрепятствует ему.Порабощённые дживы жадны до обрядов, процветания и удовольствий (дхармы,артхи и камы), называемых триваргой. Желая избавится от нужды, людизарабатывают деньги, изучая артха-шастры, и мечтают после смерти отправиться наНебеса, которые расположены выше Земли, но всё так же в пределах материальногокосмоса. Однако Своему преданному Господь помешает добиться всего этого, как бытот не старался. О чём это говорит? Быть может, Господь недобр, бессердечен инемилосерден к нему?Когда мы хотим чего-то от Садху, получив отказ, обижаемся и думаем, что Садхунедобр. Когда же он выполняет наше желание, мы полагаем: «Вот она, настоящаядоброта!» Но здесь, в словах Вритрасуры, мы находим видение истинной добротыГоспода к Своему преданному. Когда малыш тянется к ядовитой пилюле красногоцвета, лежащей на столе, мать даёт ему по рукам: «Не смей!», и сколько бы тот ниревел, мать не даст ему пилюлю, которая может убить его. Но будь на её месте кто-топосторонний, он два-три раза запретил бы малышу, а потом махнул бы рукой: «Ну ипомирай себе». Только мать никогда не поступит так, ибо она любит своего сына. АВерховный Господь любит так, что миллионы матерей не сравнятся с Ним! Поэтому,даже если мы просто предположим, что преданный по ошибке захотел мирских благ,Господь не даст их ему, и в этом Его истинная доброта. Бескорыстный поймёт это, нокинчана-гочаро ‘нйаих — этой доброты никогда не понять тем, кто сам жаждет этихблаг. Если думать так: «Как добр, как сострадателен ко мне Гуру – что ни захочу, вседаёт!», а в обратном случае: «Гуру бессердечен, он настроен против меня!», то понятьэту молитву невозможно.Поэтому Вритрасура говорит Индре:– Если я и пожелаю по ошибке твоего богатства, Господь всё равно отдаст его тебе, а немне. Метни молнию! Я был проклят Парвати Деви и получил облик демона. Когда япогибну, то освобожусь от этого тела и достигну Стоп Верховного Господа, а ты будешьжить без забот. Пока я здесь, тебе не видать покоя, так что же ты медлишь? Метай!Но Индра, в конец перепуганный, не шевелился. «Что это? Демон – и такойПреданный? Я никогда не слышал таких слов Преданности, да еще из уст демона!» Итогда Вритрасура понял, что его призывы бесполезны: «Он слишком привязан к своемубогатству! Сколько бы я ни говорил, о том, что не желаю его богатств, у него в головеодни сомнения. Кама… джагат… Корыстолюбец весь мир считает таким же, и даже вдеяниях садху видит корысть. А вожделенец везде видит похоть, и считает, что Садхутоже движим ею. Весь мир думает так, и лишь Преданные видят, что все вокруг, прямоили косвенно, служат Кршне. У Индры только одно на уме – всё что я говорю, всё радиНебес, и поэтому бесполезно обращаться к нему!»Тогда, памятуя о своём Вечном Господе Санкаршане, Вритрасура произнёс своютретью молитву:ахам харе тава падаика муладасанудасо бхавитасми бхуйах /манах смаретасу-патэр гунамс-тэгринита вак карма кароту кайах // (Бха. 6.11.24)– Ахам харе О мой Хари! К несчастью, я забыл Тебя и надолго лишился служениятвоим Лотосным Стопам. Тава падаика мула-дасанудасо бхавитасми бхуйах Когда жея вновь обрету служение слугам Твоих Слуг? Когда, о Господь, будет Милость Твоя наэто? Манах смаретасу-патэр гунамс-тэ Когда, о Возлюбленный Господь, когда жемой ум будет думать лишь о Твоих трансцендентных Имени, Образе и Качествах?Гринита вак на языке моем будешь лишь Ты, карма кароту кайах и все мои чувствазахватит служение Тебе? Когда же? О Господь, я был проклят, и, став демоном, забылобо всём. Когда же я вновь обрету силы воспевать Твою славу, думать о Тебе и служитьТебе всем, что имею? Ты же Всемилостивый, так прости же, мне моё оскорбление иодари служением Тебе.И тогда он услышал глас Господа Санкаршаны:– О Вритрасура, Я пришёл к тебе, чтобы исполнить любое твоё желание. Говори, чеготы хочешь? Хочешь повелевать Дхрувалокой, планетой Дхрувы?Но Вритрасура в ответ вознес свою четвёртую молитву:на нака-приштхам на ча парамештхйамна сарва-бхаумам на расадхипатйам /на йогасиддхир апунар-бхавам васаманджаса тва вирахийа канкше // (Бха. 6.11.25)Преданный не желает ничего, кроме служения Господу. Шри Кришна исполненВечного Бытия, Абсолютного Знания и Полного Счастья. Тот, кто хочет ещё «чего-то»,помимо Кршны, обретёт прямо противоположное – то, что лишено всех этих Качеств,то есть разочарование. Преданный разумен – зная всё это, он говорит: на накаприштхам – я не желаю быть повелителем Дхрувалоки и владеть её богатствами.– Хочешь быть Брахмой, повелевать всеми 14-тью мирами? – На ча парамештхйам.Нет, я не хочу богатств Брахмы!– Тебя тяготит такая огромная собственность? Что ж, будь просто владыкой этой Земли– На сарва-бхаумам. Нет!– Хочешь подземное царство? — На расадхипатйам. Нет!– Так что же ты хочешь? Восемнадцать совершенств йоги (йога-сиддхи)? – Найогасиддхир. Нет!– Освобождения? – Апунар-бхавам ва саманджаса тва вирахийа канкше. Нет!!!Ничего не желаю, кроме служения Твоим лотосным Стопам.Шуддха-Бхакта знает, что является истинной потребностью и вечным Благом. Но этоне так-то легко, ибо Господь дарует всё, чего ни попросишь! Например, я принялсаннйасу, отрёкся от мирских дел и живу в Матхе. Но если ко мне придётмультимиллионер и предложит: «Зачем вы сидите тут в четырех стенах и испытываетестолько неудобств? Вот вам 100 миллионов долларов, постройте свой собственныйМатх и живите припеваючи!» «Свершилось!!! Сколько я страдал и терпел, и вот,наконец-то Господь возблагодарил меня! Сто миллионов долларов!!!» – и плясать отрадости! Какие там богатства 14-ти миров, когда даже от жалких ста миллионов мы несмогли бы отказаться. От их блеска мы тут же позабыли бы все наши обеты!Настоящий Шуддха-Бхакта – тот, кто ощутил сладость Верховного Господа, и ничто вцелом мире, даже все эти бесчисленные вселенные ему ни к чему. Атма – частичкаВечного Бытия, Абсолютного Знания и Полного Счастья. Материя лишена всех этихкачеств этого и потому чужда ей. Нигде в этом безграничном мироздании атма неотыщет счастья, потому что материальный мир, по сути своей, ан-ананда, несчастье, иПреданные знают об этом.Единственным желанием Вритрасуры было служение Господу. Но Господь – ниргуна,и в теле демона, состоящем из трёх материальных начал – саттва-, раджа- и тамо-гуны,к Нему невозможно приблизиться. Обращаясь с пятой молитвой, Вритрасура приводиттри примера:аджата-пакша ива матарам кхагахстанйам йатха ватсатарах кшудхартах /прийам прийева вйушитам вишаннамано ‘равиндакша дидрикшате твам // (Бха. 6.11.26)– О Господь, я хочу к Тебе, но не могу. Я словно бескрылый птенец, который пищит отголода, пока мать не прилетит и не накормит его. Сам он не в силах добыть себе пищу,ему не долететь к матери, он может только звать её. Я тоже лишён крыльев, я сковантремя гунами твоей Внешней энергии. Будь добр, приди ко мне, чтобы я мог служитьТебе! Самому мне не добраться до Тебя!– Я словно телёнок на привязи, который голоден и мычит, призывая корову. Верёвкадержит его, и лишь когда корова сама придёт и даст ему молока, он утолит голод. Ятоже связан верёвками материальных гун, и взываю к Тебе – приди, чтобы я могслужить!– Я словно верная жена, чей любящий муж уехал далеко по делам. Она горюет вразлуке, всё время плачет и шлёт письма: «Приезжай, приезжай!», а он отвечает:«Потерпи, я столько денег потратил, чтобы приехать сюда, я не могу всё бросить». Ноона вновь и вновь зовёт его, и тогда он просит своего друга навестить её, чтобы онанашла утешение. Но разве сможет ей кто-нибудь заменить её мужа?Когда чистый Преданный плачет в Разлуке с Господом, ничто не уймёт его горя, покасам Господь не явится здесь. Только ради Преданного Господь приходит в этот мир. В«Гите» говорится:йада йада хи дхарммасйа гланир бхавати бхарата /абхйуттханам-адхарммасйа тадатманам сриджамйахам //паритранайа садхунам винашайа ча душкритам /дхармма самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге // (Гита 4.7-8)Когда воцаряется несправедливость, когда демоны и злодеи начинают творитьбесчинства, тогда Господь приходит, чтобы защитить праведников, честных людей,уничтожить грешников и утвердить праведность. Однако в связи с этим наш ГуруМахарадж подчёркивал:– Ни один Садху не молится Господу с мыслью о том, что кругом асадху, грешники.Нет, он считает ни на что не годным грешником только себя, а всех остальных видиткак преданных, прямо или косвенно. Видя лишь собственные недостатки, он никого несчитает ниже себя. Поэтому, он никогда не станет возносить такие молитвы: «Кругомдемоны и злодеи, приди и убей их!» Но боль разлуки с Господом не утихнет в егосердце, пока Тот не явится. Ибо зачем Господу являться здесь, чтобы убить каких-тодемонов, если по Его воле творятся и рушатся бесчисленные миры! Одной своеймыслью Он может стереть их с лица земли, и любой Его Спутник, такой как Бхадрангаили Хануман в силах истребить всех негодяев. Верховный Господь является толькоради Своего Преданного.– Взгляни, я плачу здесь, но не могу отправиться к Тебе. Ты же, ради СвоегоПреданного, можешь явиться повсюду. Чтобы унять боль разлуки Прахлада, явилсяГосподь Нрсимха. Исполняя желание сердца Брахмы пришел Господь Вараха. Радисчастья Сатйавраты Муни явился Господь Матсйа. Так приди же, чтобы я мог служитьТебе!И, в конце концов, подумав, что не такой уж он великий Преданный, ради которогоШри Кришна, Санкаршана, пожелает явиться в этот мир, Вритрасура вознес своюпоследнюю молитву:маммоттамашлока-джанешу сакхйамсамсара-чакре бхраматах сва-кармабхих /тван-майайатматмаджа-дарагехешвасакта-читтасйа на натха бхуйат // (Бха. 6.11.27)– Вот моя последняя мольба Тебе, О уттамашлока-джанешу, Тот, кому поклоняютсяосознавшие себя души. Благослови меня, чтобы я всегда был другом твоим преданнымСпутникам! Разорви все ложные привязанности, которые я обрёл, родившись в этоммире, в этом теле и даруй мне служение Твоим Преданным!Наш Гуру Махарадж подчеркивал эти слова. Изначальная необходимость для нас –обрести общение с Шуддха-Бхактой, по Стопам которого следует Сам Господь. Садху иподумать не может, что пыль с его стоп коснётся Господа, которому он служит, ноГосподь желает этого. Он жаждет вкусить Собственную сладость, очищая весь миробретаемой Преданностью. Поэтому даже Бхагаван следует по стопам Преданных. Номы не в силах узреть Его, хотя Господь повсюду. Мы не сможем увидеть Его, даже еслион придет прямо к нам. Когда Господь явился как Нрисимха, Он не родился обычнымобразом, а, явив чудо, вышел прямо из колонны. Однако, несмотря на это,Хиранйакашипу так и не понял, что перед ним Бог. Он был умным, но у него не былоПреданности, а материальными глазами Бога не увидишь. Только Прахлад преданнымвзором увидел Явление Господа; и только такой Шуддха-Бхакта может даровать глазаПреданности нам.Об этом молится Вритрасура. Мы должны молиться о том же. Не разрывайте связь сСадху, когда он уедет! Вы получили мантру, подобную семени, которое нужно поливатьводой шраванам, киртанам и смаранам – слушания, воспевания и памятования оСлаве Господа, Его Имени, Облике, Качествах и прекрасных Играх, чтобы оно незасохло. Если воды будет вдоволь, тогда семя прорастет и из побега вырастет Древо,которое, в конце концов, принесет Плод. Не разрывайте связь с Садху, прекративслушать и воспевать! Не потеряйте вашу цель!«Когда Вайшнав уедет, никого слушать не буду, подожду, пока через год он вернётся» –Нет! С утра до вечера, изо дня в день мы болтаем и думаем о мирской чепухе, отдаваяей силы, и всё больше привязываясь к этому миру. Но если поступать наоборот –слушать о Кришне, говорить о Кришне и памятовать о Кришне, заняв все чувства вслужении Ему – тогда придёт Преданность.Послесловие. Великий обетОднажды Равана нарядился в одеяния триданди-саннйаси. Затем с их помощью онсовершил омерзительное злодеяние – похитил Ситу Деви. С протянутой рукой онпришёл к ней, и Сита, которую Лакшман, уходя в лес, оградил магическим кругом ивелел не выходить из него, подумала: «Триданди-саннйаси достоин почёта. Всесклоняются перед ним. Неужели он уйдёт от меня ни с чем? Нельзя допустить такогосвятотатства! Что же мне делать?» Она переступила черту, чтобы подать емумилостыню, а переодетый Равана схватил её и унес.Равана олицетворяет похоть, желание богатства, славы и почета. Впустую будут одеждыотречения тому, кто рядится в них ради этих благ. Не для того они предназначены.В 23 главе 11-й Скандхи «Шримад Бхагаватам» поведана история брахмана из царстваАванти, который принял обет триданди-бхикшу. Бхикшу означает не «попрошайка», анеимущий монах, который живёт лишь тем, что подали, и ничем больше. В«Бхагаватам» говорится:этам са астхайа паратма-ништхамадхйастхитам пурватамайр махаришибхих /ахам таришйами дуранта-парамтамо мукундангрхи-нишевайаива // (Бха. 11.23.57)Желая постичь Высочайшую суть,я пойду по стопамСовершенных, дарующих путьслуженья Царю всех сердец,Кому можно отдатьвсё, что есть,ничего не прося в ответ.Так из тьмы, полной страха,я выйду на свет.Как нам осознать Параматму (Высшую Душу), Божественную Истину? Святая связь [сГосподом] великих мудрецов прошлого, которые поклонялись Ему в полном осознанииТрансцендентной Божественной Сути, будет для нас идеалом паратма-ништхам.«Ахам таришйами Я пересеку дуранта-парам кошмарный океан рождений и смертейэтого мира!»Некогда отвернувшись от Шри Кришны, мы оказались в руках Его Чарующей Силы, и,окутанные ею, погрузились в бездонный океан невежества, тама. Чтобы пересечь его,мы принимаем обет слуги, обет поклонения Верховному Господу Мукунде,мукундангрхи-нишевайаива. Ради этого мы приняли триданду (посох отречения),желая полностью занять наш ум, органы чувств и слова в служении Ему. Это Брихатврата, Великий Обет – не ради красного словца будет сказано!Вы должны осознавать, для чего пошли на этот шаг. В любой момент можно потерятьэту бесценную человеческую жизнь. Так ради чего всё? Для восхищения толпы? Чтобыугодить порабощённым душам, находящимся в когтях Чарующей Силы Господа иотправиться вслед за ними? Какой тогда прок во всем этом!! Если на ЭТО направленынаши помыслы, то всей духовной жизни конец! Вы оставили своих родителей, чтобыпоклоняться Кришне. Не забывайте об этом. Великий Обет принимают не для славы ипочёта; и нести нам его со всей ответственностью. Преодолеть океан рождений исмертей, дуранта-парам, жуткий мир, полный страданий, можно лишь поклоняясьЕму, мукундангрхи-нишевайаива. Но что толку в пустых словах, если подлинногослужения Шри Кришне нет?Некогда отвратившись от Шри Кришны, не желая жить вечным Служением Ему, мысовершили преступление против Его Лотосных Стоп. Внешняя Чарующая СилаГоспода окутала нас, и мы пришли в этот мир, чтобы рождаться и умирать из-занашего греха. Следует понимать, что в корне устранить причину страданий можнолишь искупив свою вину. Это возможно, двигаясь по пути, который проложенмудрецами прошлого, великими святыми, поклонявшимися Верховному Господу.Прежде, до принятия обета бхикшу, брахман из Аванти был богачом и великимскупцом. День и ночь он наживал и копил денежки, но никому не давал ни гроша, дажесвоим родным. На себя он тоже ничего не тратил. Жена и дети, родственники и всевокруг ненавидели его. «Вот скряга! Столько богатств, а он только копит и копитденьги! Что за человек!» — с отвращением говорили они. Но вот случилось так, чтовначале пожар, потом грабители и другие бедствия лишили его богатства.«Это мои денежки, я их сам заработал!» — не думайте так. Зарабатывая деньги, мы, такили иначе, пользуемся услугами родителей, родственников, всех остальных людей иживых существ. Следовательно, в наших доходах есть их доля, и если не вернуть её,расплата не заставит себя ждать. Мы лишимся всего, так же, как и этот брахман. Никтобольше не кланялся ему, как прежде. Когда он был богат. В те времена люди из страхаоказывали ему почтение, хотя и ненавидели его всей душой. Теперь же все открытопренебрегали им. Тогда он решил, раскаиваясь за свою жадность, принять тридандасаннйасу.Приняв обет отречения и шафрановые одежды, брахман из Аванти пошёл проситьподаяния на кусок хлеба. Помня о том, каким скупым он был прежде, люди сненавистью гнали его прочь, осыпая бранью. Но он терпел, понимая, что получаетплоды своих поступков. «Не они, а я сам во всём виноват». Иногда добрые люди, видяего нужду, подавали немного. Однажды, когда он готовил еду, пришёл какой-точеловек и помочился туда. Саннйаси стерпел и не сказал ни слова. Когда он омывался вреке, прибежали мальчишки, стащили его одежду и дразнили его, но он и этовытерпел. Люди плевали в него, швыряли камни, но он безропотно сносил всепритеснения. Какой человек способен на такое?.. Он не сдался и не отступил от своегообета, поэтому добился успеха, обретя Милость Верховного Господа.Наш Гуру Махарадж велел памятовать эту главу «Шримад Бхагаватам». Когда мнедают пощечину, первая мысль – дать сдачи! Как с таким настроением приниматьтриданда-саннйасу? Но тот, кто принял обет Служения Шри Кришне, все своипомыслы устремляет на Него, на Бога. Понимая, что все его беды – из-за собственныхпрошлых грехов, что не обидчики, а сам он является причиной собственных мук, такойпреданный всегда, с рождения до самой смерти, служит Кришне, сохраняя спокойствиев любых обстоятельствах – и достигает успеха.Поэтому, принимая обет: «Я хочу пересечь океан рождений и смертей, погружённый вотьму неведения дуранта-парам тама», необходимо слушать наставления мудрецовпрошлого, обладавших Божественным Знанием и поклонявшихся Господу, и обрестиих идеальные качества. Такие наставления нам даёт Брахма, основатель нашейсампрадайи, о котором мы всегда памятуем и которому молимся о Милости. В своихмолитвах, обращенных к Господу Гарбходакашайи Вишну, Брахма учит нас: «До тойпоры, пока мы не приняли полное, бескорыстное прибежище у лотосных СтопВерховного Господа, «наше» добро, которое вовсе не принадлежит нам, будетстрашить нас». Вся жизнь пройдёт в когтях страха, порождённого вещами, которые мысчитаем «своими», и этим смертным телом, которое может умереть в любой миг. Всенаши родные смертны, и никому в этом мире не выжить! Сколь много неодолимогостраха и мучений! Какое горе – расставаться с заработанными денежками! Но желаяобрести счастье, вновь и вновь, несмотря на пережитую боль разлуки, мы тратим силына никчёмные дела, копим деньги… Ради счастья бездетный мечтает о сыне, аодинокий заводит собачку, чтобы она была предана своему хозяину. Но разве хотьодин человек добился в этом мире счастья? Пребывая во тьме невежества (дурантапарам тама), полагая «Я – тело, и все, что с ним связано – моё!» мы отдаём все силыбренным вещам, несущим нам одни лишь страдания.Путь к спасению из невежества мы найдём в словах нашего высокочтимого наставникаШрилы Бхактиведанты Свами Махараджа. В одной проповеди он говорил: «Достичьвечного мира очень, очень просто. Никому здесь ничего не принадлежит! Вся Земля,всё в этом мире, включая ваше тело, принадлежит Верховному Господу. Если людиповерят в это, немедленно наступит мир во всём мире!» Простейшая формула! Говоря«я — американец, это моя страна!», мы не задумываемся, кто будет властвовать здесьчерез тысячу лет? Окутанные Его Чарующей Силой, мы ложно считаем себявладельцами всего. Истинное знание – это Знание о том, что Господь – Властительвсего, а мы – лишь частичка Его Могущества, Его вечные слуги. Даже наши тело, ум идуша принадлежат не нам, а Ему. Он – Властитель наших жизней, наших родных иблизких, всего мира, мы же – никто.Есть ли у вас такая вера? Праврита-лока – я принял прибежище у Гуру и Вайшнавов…на словах. Тот, кто на самом деле искренне принял прибежище у Сат-Гуру, чистогоПреданного и Шри Бхагавана будет тотчас спасён! Где-то в нас затаилось лицемерие,мы не до конца искренни. Однажды Драупади пожаловалась, можно сказать, обвинилаКришну:– Когда Духшасана хотел обесчестить меня на глазах у правителей, я звала Тебя, а Тыпришёл слишком поздно! Из самого сердца я возносила Имя Твоё. Почему же ты такпоздно пришёл спасти меня?Кришна отвечал:– Да, Имя Моё ты возносила, но прибежище у Моих Стоп не приняла. Ты надеяласьвначале на Бхиму и Арджуну, на то, что они убьют Духшасану и выручат тебя.Пока ты надеялась на них, зачем Мне было являться?Верховный Господь зрит наше сердце. Его не столько речи наши волнуют, сколько дух,которым они пронизаны в сердце.– Твоё сердце было с Бхимой и Арджуной, ты верила, что они спасут тебя! Зачем жеМне было приходить? Задумайся! Ты звала Меня, а сердцем полагалась на других.– Затем ты обратила взор на Дроначарью? Наставник Дроначарйа почитаем всеми, иПандавами и Кауравами, и пожелай он остановить это бесчестье, то смог бы. Егомогущество было велико, все чтили его, и никто не посмел бы ему перечить. А затем тыпонадеялась на могучего Бхишму, также почитаемого всеми. Если Бхишма твойзащитник, какая нужда во Мне? Затем ты попыталась обратиться к старомуДхритараштре; затем ко всем царям, бывшим там, ты обратилась с мольбой о спасении.И лишь затем ты, наконец, воззвала ко Мне, но вначале простерла только одну руку.Это ещё не поиск полного прибежища. Только тогда, когда ты приняла безраздельноеприбежище у Меня и простерла ко Мне обе руки, Я тут же спас тебя! Так к чему жеупрёки?..